Валерий Хоменко

© Восточно-Сибирская правда

КультураБайкал

3140

28.08.2007, 14:08

И приснился мне сон…

О фильме «Памяти Бориса Шунькова»

Женщина говорит с экрана:

– Вижу как-то сон… Я почему-то в избе какой-то, и здесь же – Тарковский. А он тогда уже умер. Я говорю: «Тарковский, а ты знаешь, что ты умер?» – «Конечно, знаю». – «Но ты-то умер. А кто же после тебя?». И он с хитринкой, усмехаясь: «Да есть один, там, у вас…» Я знаю, о ком он, но переспрашиваю: «Боря?» – «Угу»… И когда я это Борьке рассказала, он страшно смутился! Я – ему: «Боря, я же не виновата, что такой сон мне приснился…»

На первую годовщину смерти Бориса Шунькова, в 1996 году, по двум телеканалам прошёл последний фильм Шунькова «Гиблое место», были интервью, заметки в газетах. Копия сюжета, другие материалы (фотографии, рукописи), связанные с Борисом, – в архиве моём и его младшего брата Михаила (историк, археолог в Новосибирске). Но самое ценное там (для меня – бесценное!) – детское кино Бори Шунькова. Фёдор Ясников (художник Иркутского театра народной драмы) вспоминает: «Мы жили по соседству, нас с Борей мамы возили рядом в колясках, так и познакомились. Взрослея, дружили, и однажды мама Бори, Надежда Владимировна (Н.В. Ковригина, доцент филфака ИГУ, у неё многие учились…), подарила ему любительскую кинокамеру, плёнка 8 мм, и мы буквально заболели кино!..»

Первая стёжка «в искусство» с чего у многих начинается? С детской игры, конечно. И Фёдор Ясников вспоминает, с каким азартом начали они играть в кино, какая это оказалась «сладкая жизнь», что уже и не до уроков в школе, и без того забот куча: оба и режиссёры, и операторы, и художники, и сценаристы, и актёры, с друзьями!

Нарисует ребёнок человечка, домик, солнышко… другой сам подберёт на пианино мотивчик на слуху, третий впервые зарифмует четыре строчки… Это что, звоночки о зачатке дарования, позывы к творчеству? Стезя, ведущая в кино, куда более терниста, ибо всё здесь завязано на технике…

Не чудо ли, что после смерти Бориса Шунькова, выдающегося кинематографиста, очень близкий ему человек, Т.М., нашла в его квартире кассеты со съёмками давности 30 и более лет и много усилий приложила, чтобы с помощью работника киностудии В. Поспехова перевести на видео изображение с узенькой плёночки, хрупкой, как крылышко высохшей стрекозы, а эмульсионный слой – что пыльца, кажется, дыхни – истает, развеется!.. Однако – получилось: 2 часа 45 минут видеокартинок. Замес в них, конечно, по-любительски крутой: черновики, пробы, варианты, начато – брошено и т.д. Но чего нет, так это съёмок «на память» (как «фотки» в семейный альбом). Всё – этюдно-сюжетно, с прицелом разыграть «настоящее кино». Жаль, не было техприспособления для монтажа плёнки 8 мм: чистить, отбирать, склеивать, складывать по-новому. «Фильмы» снимались в строгой последовательности: кадр за кадром, как задумано, иногда по раскадровке на бумаге (и рисунки сохранились). А ведь это жуткая суета сует! (Один «актёр» в диалоге снимает другого, затем передаёт кинокамеру партнёру, играет свой кусок, отыграл - остановка, снова передача камеры и т.д.). «По-настоящему» так не делают. А смотришь сейчас: «кладка» кадров чёткая, без зазоров, и эмоциональный настрой, накал «актёров» ровный, даже в самых темпераментных сценах, – здорово! И среди общего «мусора» легко вычленяются «опусы», вполне драматургически завершённые.

Правда, иной сторонний человек, без воображения, глянет и бросит: балуются ребятишки!.. Ах, боже мой, да и в серьёзном искусстве многое от баловства (Чаплин)! И порой «детскость» (у взрослых) здесь (на сцене, на экране, в живописи) бесценна! А ведь в нашем случае «делают кино» мальчики, ну, едва вступающие в подростковый возраст! И ведёт Борю и Федю некое наитие... Конечно, «толчок» - подражание тому, что видел в кинотеатре, по телеку. Но так просто виденье не скопируешь. Этому, как профессии, учат во ВГИКе.

И вот что поразительно - говорю без преувеличения: то, как «мальчики» делают, например, разбивку снимаемой сцены на кадры, как выстраивают мизансцены, как порой «ставят свет» (освещают актёров и декорацию - самое сложное в искусстве оператора) или снимают в режиме на натуре (в «коварное» предутреннее или предвечернее время), - всё это предвосхищение будущего своего ремесла (говорю о Боре, ибо Федя стал живописцем, графиком). Как когда у ребёнка «прорезывается» музыкальный слух, все вокруг говорят: ну, он будет пианистом! Так о Шунькове (не знаю, говорили ли) можно было в 14-16 лет сказать: вот рождается истинный киношник!

И надо видеть детские кадры, чтоб восхититься - с каким захлёбным, себе в удовольствие, фанатизмом они творят (вытворяют) «действо» перед объективом, как неистовствуют в игре на «съёмочной площадке»! А поскольку это в основном то, что более всего родственно немому кинематографу (кинема - динамика!) – боевики («вестерны»), детективы, комедии, – «ребятишки», кажись, удержу не знают в драках и погонях, в дурачестве и трюкачестве!

Однако кино безрасчётливо не делается (в нём, известно, доля организации 75-95 процентов, и они, проценты эти, могут бить «чисто» творческий настрой). Я диву даюсь: как тщательно выбрана для съёмок натура, как выразительны эти дворы и задворки, глухие переулки, заборы, будочка в поле, даже грязь в дорожной колее!.. А костюмы (причём они - как портретные характеристики персонажей)... Это надо же, в одной «гангстерской» сценке Боря с Федей наряжают с десяток «статистов» (и себя) в смокинги и котелки на голове! Где достали и долго ли собирали? Ведь это не киностудия со штатом профи - костюмы, гримёры, бутафоры... Нет, всё сами, усы, бороды клеили, вот Боря напялил «боевую» шинель с погонами, а на Феде немыслимый тюрбан, а сколько тут игровых предметов (бутафории): пистолеты, кастеты, толстые кошельки, «доллары» в них, портсигар, кейс, а в другой сцене – лом, верёвка, лестница, кирпич увесистый (им врага - по башке!) и т.д. и т.п. Сохранился любопытный «документик» - рукой Бори: что взять с собой на 23-й километр Байкальского тракта (там был их «кинополигон») 23 августа 1965 года (а между прочим, в этот самый день я со своим другом и коллегой Лёней Суриным, приехав из ВГИКа, впервые вышел на работу на киностудию в Иркутске): «портфель, шляпу, пенсне, сапоги, маску, перчатки белые, чёрные, нож, папиросы, пистолет» и т.д. (помимо кинотехники, кассет с плёнкой и т.п.), и так два столбца. Если хотите, он был уже и «производственником» - по опыту и интуиции знал: забудешь какую-нибудь мелочь - потеряешь съёмочный день!..

Два года ушло (с перерывами, по техническим обстоятельствам), чтоб смонтировать и озвучить фильм, названный без затей: «Памяти Бориса Шунькова». Сугубо документальный (кроме трёх коротких кадров). Ибо всё там, включая «игровуху», - уже документы, или «раритеты» (для тех, кто любил и помнит Бориса), и как таковые они, в каком-то смысле, «знаковы», «сакральны». И здесь уж не так важно, что техническое качество несовершенно. (Как очень старая кино-хроника). Как документ, кадры несут вне или над - эстетическое «послание». Фильм, так сказать, не «прокатного формата». 80 минут продолжительности. Выбранные куски, далеко не все детского кино, говоря фигурально, «рифмуются» с фрагментами профессиональных фильмов Шунькова.

Помимо экранных воспоминаний Фёдора Ясникова и других, трагический телемонолог Владимира Самойличенко (август 1995 г.) в преддверии 40 дней со дня кончины Бориса. Но, как ни странно (а может, дико?), там много забавного, даже смешного (это эффект «контрапункта» немого кино и «сверхсерьёзной», авангардной музыки)... Но фильм прежде всего - акт поминовения.

А ещё фильм наполовину (или более?) призрачный - как сон. Эти мутные чёрно-белые, местами белёсые тени (я старался ничего не вырезать, не сокращать, не перестраивать), в которых угадываются фигуры, лица молодых Бори, Феди, их, незнакомых мне, соратников по киноиграм, озорных, бесшабашных, ироничных, пружинисто-подвижных, неуёмных – нечто вроде комедийных кошмаров, парадоксально-зримое «эхо» иной жизни... Сказать ещё об «актёрстве»? Конечно, там много преувеличений, как в эксцентрических комедиях. Но случаются секунды едва ли не лицедейского откровения. Особенно у Феди (он, кстати, и сейчас выходит на сцену театра народной драмы, играет - и блестяще! - эпизодические роли). А публикуемый здесь впервые крупный план Бориса из раннего фильма очень, по-моему, экспрессивен по всем категориям!

...В 1995 году в одной газете мне удалось опубликовать такие строки (из очерка об иркутском кино): «Если человек рождён для счастья, как птица для полёта, то Шуньков рождён исключительно для кино, ради славы кинематографической. Его творческие прозрения в фильмах (не говоря уже о замыслах) бывают гениальны. Терять такого художника - вандализм! Его надо просто цепью приковать к кинопроизводству, терпеть, если случатся, все его капризы, прихоти и прочее, сопутствующее артистизму натуры русского человека, - терпеть при одном условии: только делай и делай кино... Коренной сибиряк, будто подаренная всем нам этой землёй яркая личность, одержимая киноискусством...» (и т.д.). А он был тогда безработным, и около трёх лет уже. Он читал эти строки, сказал мне об этом, но - с «нулевой» реакцией. (Он об этом от меня слышал и раньше). И было это за пять месяцев до его гибели. Думал ли я, дружок, что сделаю поминальный фильм о тебе?.. И присниться не могло.

В работе над фильмом мне помогали Сергей Ватутин, Максим Мезенцев и Андрей Ерохин.

Валерий Хоменко

© Восточно-Сибирская правда

КультураБайкал

3140

28.08.2007, 14:08

URL: https://www.babr24.net/baik/?ADE=39564

bytes: 9286 / 9286

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Байкал)

Видео дня. «Чужой: Ромул» от Феде Альвареса и Ридли Скотта и второй трейлер «Максин XXX»

Кинокомпания 20th Century Studios представила первый полноценный трейлер фантастического фильма ужасов «Чужой: Ромул» (Alien: Romulus). Дублированная русская версия опубликована на YouTube‑канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5820

05.06.2024

Видео дня. Последний танец Венома

Кинокомпания Sony Pictures представила первый полноценный официальный трейлер супергеройского боевика «Веном: Последний танец» (Venom: The Last Dance). Дублированная русская версия опубликована на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5505

04.06.2024

Видео дня. «Одинокие волки» Брэд Питт и Джордж Клуни и «Семейное дело» Николь Кидман

Трейлеры сразу двух знаковых релизов с рейтингом ожидания 100 % были опубликованы 29 мая.

Филипп Марков

КультураМир

6400

30.05.2024

Видео дня. Эпическая «Злая»

Кинокомпания Universal Pictures представила полноценный трейлер эпического фэнтезийного музыкального фильма «Злая». Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

8755

17.05.2024

В Бурятии при поддержке Эн+ пройдет фестиваль «Балет на Байкале»

Российский энергохолдинг Эн+ вновь оказывает помощь в проведении одного из наиболее значимых культурных событий в регионе – танцевального фестиваля «Балет на Байкале». В этом году компания выступает в качестве официального партнера мероприятия.

Ярослава Грин

КультураСобытияБурятия Байкал

13446

16.05.2024

Мистер Успех. Джорджу Лукасу – 80!

Голливуд называют столицей фальсификации, выдумки и больной фантазии. Но мне кажется, в этих номинациях всё-таки лидирует Вашингтон. Джордж Лукас «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Земля до начала времён», «Лабиринт», «Убийства на радио»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

8375

14.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

9004

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

11957

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

11189

01.05.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11632

28.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

10064

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

8899

22.04.2024

Лица Сибири

Цыренов Баир Дашиевич

Сек Владимир

Овсянникова Елена

Ерощенко Сергей

Альмухамедов Алексей

Петрук Светлана

Аюшеев Дамба

Мякина Анастасия

Свидерек Кшиштоф

Леви Кирилл