Театр Бестужева изнутри, или Как живётся при Дьяченко. Эксклюзивное интервью Бабра

Вот уже второй театральный сезон Государственный русский драматический театр имени Бестужева живёт под так называемым художественным руководством Вячеслава Дьяченко, приход которого сопровождался чередой скандалов, в первую очередь связанных с увольнением его предшественника Сергея Левицкого.

Предысторию читайте в материалах Бабра:

Стереть Левицкого. В России официально стартовали культурные чистки

В новом амплуа. Экс-худрук Русдрамы Улан‑Удэ нашел работу в Казахстане

Вступая в должность, Вячеслав Дьяченко, которого госпожа Дагаева представила как «опытного профессионала с большими организаторскими способностями», заверил, что сохранит все спектакли текущего репертуара и сделает «всё возможное и невозможное», чтобы театр сохранил «высокую планку».

Министр культуры Соелма Дагаева представляет коллективу Театра имени Бестужева нового художественного руководителя, 7 октября 2022 года

С той поры минуло чуть больше года, и в репертуаре театра не осталось ни одного (!) спектакля Сергея Левицкого. А всё, что поставлено в прошлом и начале нынешнего сезона, – это всё что угодно, но не «высокая планка», которую клятвенно обещал удерживать господин Дьяченко.

На репертуар ГРДТ без слёз смотреть невозможно, на сцене – грусть и тоска. Зритель отвечает взаимностью: билеты продаются с огромным скрипом, а отзывы на новые спектакли такие, что руководство театра предпочло отключить комментарии на странице театра ВКонтакте. Зато мы заметили, что свободные места массово исчезают из продажи за пару дней до очередной премьеры. Судя по всему, новое руководство театра с целью скрыть провалы проявляет чудеса благотворительности, раздавая непроданные билеты школам, социальным службам и прочим бюджетникам.

Или это всё внешние впечатления, а внутри театра всё благополучно и коллектив доволен и счастлив? Бабр встретился с одним из ведущих актёров Театра имени Бестужева, который, по понятным причинам, попросил не называть его имени, чтобы поговорить о том, как живёт театр при новом художественном руководителе и изменилось ли настроение труппы спустя год после его назначения.

– Как лично вы восприняли известие об увольнении Левицкого?

– Сложно. Не хочется даже мыслями возвращаться в то время... Мы ехали с гастролей в Кяхте, остановились в месте, где была связь, и увидели его (Левицкого – прим. Бабра) пост. Девчонки начали плакать... Словами это не передать, было чувство, что земля из‑под ног уходит. Это был не просто художественный руководитель, мы были большой семьёй. Для многих он стал родным человеком, которого от нас просто отрезали и сказали: всё, у вас его больше нет. Страшно и больно.

– А были в театре те, кто обрадовался его уходу?

– Конечно.

– Как думаете, почему?

– Потому что Левицкий не такой, как все. Он не плясал под дудку министерства. А в театре есть люди, которые, скажем так, прислушиваются к министерству. И весь третий этаж (административная часть – прим. Бабра), особенно те, кто работал в театре до него, просто захлопал в ладоши, что можно вдохнуть спокойно и вновь жить без конфликтов с начальством.

Ну и старшее поколение, конечно, мастерски переобувается в воздухе. Сначала они не приняли Левицкого, потом на руках носили, а сейчас он опять у них плохой. Есть люди, которые радуются, есть.

– Год назад вместо Левицкого пришёл Дьяченко. И часть труппы его не приняла категорически.

– Да.

– Но, может, дело не в Дьяченко? Кто бы ни пришёл на смену Левицкому, он был бы для вас плохим.

– Нет, не думаю... Мы тоже задавали себе этот вопрос. Но нет. Понимаете, если бы пришёл человек, по театральному грамотно воспитанный, если бы он понимал, что хорошо в театре, а что плохо, если бы он отличал «нафталин» от «нового театра». Но у человека нет даже режиссёрского образования, он не понимает элементарных вещей, компенсируя это огромным самомнением.

Если начать перечислять всё, что он говорит... Просто полный ноль. А уровень спектаклей? Все режиссёры – «по знакомству», в основном с переносами постановок из других театров. Умные и адекватные режиссёры сюда не едут, да их и не зовёт никто.

– И тем не менее, когда ушёл Левицкий, казалось, что театр повалится...

– Он и валится.

– Ну он как бы повалился, повалился, но в результате из актёров ушли немногие.

– Немногие... Я вам больше скажу, многие, кто ушёл в этом году, ушли не из‑за Левицкого или Дьяченко. Просто так совпало. Но у кого‑то действительно не выдерживают нервы. Но мы держимся командой, стараемся уговорить, успокоить. На самом деле, заявлений об увольнении могло быть гораздо больше.

– Успокоить зачем?

– Понимаете... У нас был вариант встать и уйти всем вместе. Он и сейчас есть. Причём не только актёры, но и другие цеха. Когда уже придавит конкретно, когда уже... я не знаю, что должно произойти... Но когда мы поймём, что всё, нам уже не вырулить, тогда мы посмотрим друг на друга, возьмёмся за руки, пойдём и напишем (заявления – прим. Бабра).

– Но не сейчас?

– Понимаете, сдаться – это самое лёгкое. Вот просто взять и отдать им театр. Ну уволятся все, ну закроют театр на 2‑3 месяца, ну наберёт он (Дьяченко – прим. Бабра) новых актёров... И потом, легко сказать: встаньте все и уйдите. Это хорошо, если есть куда. У кого‑то кредиты и ипотеки, у кого‑то съёмное жильё, у многих родители, дети. И это только кажется, что актёр может взять и вот так просто уйти в какой‑нибудь «Билайн» работать. Мы же ничего не умеем, кроме театра, да и мозгов не хватит.

– В другой театр?

– А где сейчас, в каком хорошем театре нет таких проблем? Везде. Так лучше в своём с этими проблемами бороться. Поэтому пока мы ещё здесь. Хотя ключевое слово всё же пока. Пока остаётся надежда, что пройдёт это время. Конечно, наивно и глупо надеяться, что удастся вернуть Левицкого, но мы хотим в это верить.

– А Левицкий сам-то вернётся?

– (Пауза). Нет, не думаю.

– А не было мыслей, что он «подставил» театр, актёров, свою команду? Что он мог сдержаться и не озвучивать свою позицию. Ведь он же не мог не понимать, чем всё это может кончиться.

– Мы много разговаривали по этому поводу. И между собой говорили, что да, мог бы промолчать. Но он... не мог. Да, он понимал, что он делает. И он знал, что его уволят. Но он не мог молчать, он такой человек. Прогибаться под кого‑то, принимать их позицию, сидеть и молчать – это не про Левицкого.

– Какое ваше самое заветное желание сегодня?

– Хочется сидеть в первом ряду партера и смотреть, как Дьяченко чемодан на сцене собирает. Мы ему даже билет на самолёт купим.

– Скинетесь?

– Скинемся, конечно (улыбается). И скажем: «Всего хоро‑ше‑го!»

– А не думали, что Дьяченко – не самое большое зло? Что если он уйдёт – может прийти кто‑то ещё хуже.

– Да никто не придёт. Было бы кого поставить – уже давно бы поставили. Некого, полгода искали, никто не хотел сюда ехать. Да и Дьяченко уже сам не рад, потому что не подумал, куда и в какой театр едет. Постоянно жалуется, сколько ему тут крови выпили.

Не удивлюсь, если он отработает контракт и уйдёт сам, даже на билет скидываться не придётся. Мы, по крайней мере, настроены пережить этого человека здесь.

Фото: Александра Данилова / grdt.ru

URL: https://www.babr24.net/bur/?IDE=253370

bytes: 7524 / 7140

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Бурятии:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3477 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Бурятия)

Бурятия — кузница кадров для российского кинематографа

Продюсеры и актеры кино из Бурятии все чаще участвуют в федеральных проектах. Если изощренный зритель привык плеваться от российских новинок, то вышедшие работы при участии уроженцев республики собирают отличные отзывы, а будущие входят в «лист ожидания».

Виктор Кулагин

КультураПолитикаБурятия Россия

2908

26.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

8303

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5844

24.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: концерт «Музыка композиторов Бурятии», спектакль «Похищение на Диком Западе» и программа «Дизайн и винил»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 25 апреля по 1 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы, концерты и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

5430

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5726

22.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: спектакль «Волшебный шатёр», концерт «С музыкой сквозь года» и игровая программа «Угадай мелодию»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 18 по 24 апреля жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

12217

17.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: квест «Экипажи галактики», лекция «Гордость бурятской оперы» и спектакль «Пряничный домик»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 11 по 17 апреля жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, лекции и игры.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

14055

10.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4766

10.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: мастер-класс «Книга на ладони», балет «Тысяча и одна ночь» и выставка «Народное искусство Бурятии»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 4 по 10 апреля жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты и мастер-классы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

16162

03.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: интеллектуальная игра «Игромир», бранч «Традиции земледелия в Бурятии» и спектакль «Метель»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 28 марта по 3 апреля жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты и развлекательные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияБурятия

17469

27.03.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: игровая программа «Энергия весны», концерт «Музыка композиторов Бурятии» и спектакль «Как спасти королевну»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 21 по 27 марта жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

26725

20.03.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: квартирник «Мартовские коты», брейн-ринг «А тебе слабо?» и спектакль «Заветный сундучок»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 14 по 20 марта жители и гости города смогут посетить спектакли, игры и праздничные мероприятия. Брейн-ринг «А тебе слабо?

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

18283

13.03.2024

Лица Сибири

Полуэктов Михаил

Москаленко Алексей

Лувсанвандангийн Болд

Голенецкая Елена

Шунова Василина

Рассолов Константин

Аюшеев Дамба

Хаптагаев Сергей

Будуев Николай

Киланов Анатолий