Хотят ли иркутские лютеране уничтожить главный ленинский памятник?
«Иркутской Новостью №1» наступившего года стало известие, которое моментально подхватили и растиражировали местные телекомпании и новостные порталы: «Лютеране требуют снести главный иркутский памятник Ленину!... они уже собирают подписи за снос памятника, и требуют от властей восстановить на его месте кирху, разрушенную чуть ли не сто лет назад!...» Тут же раздался недовольный начальственный басок из местного обкома КПРФ: «Владимир Ильич – основатель нашего государства, и никакого «ленинопада» мы в Иркутске не допустим: тут вам – не там!»
Зашумели в форумных обсуждениях доморощенные «эксперты», «политологи», «историки»; почуяв, что есть очередная возможность для самопиара, пустился в скучные рассуждения о «солнце марксизма», прастигоспаади, «самоглавный иркутский блоггер», чей нарциссизм уже давно приобрёл форму некоей словесной диареи… Опять вспомнили о «чувствах ветеранов», пустились в арифметические подсчёты: сколько-де, лет на этом месте кирха простояла, да сколько лет уже на этом месте «Ильич» стоит… от души поупражнялись в демагогии, вытащили на свет Божий пропахшие нафталином словесные клише из арсеналов партийных агитаторов начала 1950-х годов… кто-то предложил отправить лютеран на Колыму, кто-то – высечь их на площади перед памятником… Всё как всегда, одним словом.
Как всегда же, никто не дал себе труда просто поинтересоваться: что конкретно предлагает иркутская лютеранская община? Чего конкретно хотят эти люди, чего добиваются?... Как всегда, домыслили за оппонента, выдали собственные больные фантазии за его мнение – и бросились сражаться с ними, с собственными фантазиями… Помнится, когда в некоей датской газете были опубликованы карикатуры на пророка Мухаммеда, точно так же возмутилась мировая мусульманская общественность – причём, 99,99999% мусульман, живущих в разных ливиях, иорданиях, пакистанах, суданах и других интересных государствах, карикатур тех и в глаза не видели: просто, оборванным и босоногим жителям пустынь кто-то с чьих-то слов сказал, что, мол, «проклятые кафиры оскорбили Пророка!» – а остальное довершила фантазия услышавших. Чем это, в итоге, кончилось, нам тоже сообщили мировые СМИ в январе этого года…
Иркутские защитники памятника «вождю» напоминают мне тех жителей пустынь: точно такое же «Я вашего Пастернака не читал, но скажу!...» звучит в каждом их гневном комментарии, в каждом пожелании отправить председателя приходского совета лютеранской общины Ольгу Фёдорову – интеллигентнейшую женщину! – на Колыму, на лесоповал, в какой-нибудь «новый ГУЛАГ»… И – дай Бог, чтобы сходство защитников иркутского «Ильича» с малограмотными «защитниками чести и достоинства Пророка» из аравийских пустынь на этом и закончилось, и они не перешли от слов к делу.
Итак, чего же хотят члены Евангелическо-лютеранского прихода Вознесения Господня? Те немногие, кто дал себе труд прочесть петицию, под которой лютеране собирают подписи, уже и сами знают – а для остальных поясню, что единственное их требование – это требование о передаче общине места, на котором прежде стояла кирха. Повторяю: требование – о передаче места, земельного участка – а уж здание кирхи иркутские лютеране намерены восстанавливать в прежнем виде собственными силами.
Автор – принципиальный противник сомнительной советской традиции подсчитывать деньги в чужом кармане – поэтому, вопрос о том, где это лютеране намерены брать средства на восстановление кирхи, мы оставим за скобками. Раз люди говорят, что готовы взять все расходы на себя, значит, отдают себе отчёт в том, во сколько это им обойдётся, и трезво оценивают свои финансовые возможности. Тех же, кому непременно, вопреки всем нормам приличия, всё-таки хочется заняться публичным перетряхиванием чужих кошельков, спешу успокоить: чуть позже мы поговорим и о деньгах. Но – позже, а сейчас наш разговор – о «главном иркутском Ильиче».
С чего, собственно, переполошились «товарищи» из КПРФ, не совсем понятно: как уже сказано выше, лютеране ведут речь лишь о передаче им земли, на которой прежде стояла кирха – и ни слова не произносят о сносе и уничтожении памятника сомнительному политическому деятелю начала прошлого века. Похоже, «товарищи»-коммунисты вообще не имеют ни какого представления о том, где именно до 1952 года стояло здание лютеранской кирхи – но людям, которые на полном серьёзе утверждают, что «…Владимир Ильич Ленин – основатель нашего государства!», такое малозначительное проявление исторической безграмотности вполне простительно. Те же, кто хоть раз видел старые иркутские фотографии, ничего объяснять не надо: здание кирхи размещалось не в глубине квартала, где сейчас воздевает руку в пустоту спорный «объект», а на самом углу улиц Амурской и Большой (пока ещё – Ленина и Карла Маркса).
На фотографиях отчётливо видно, где именно располагалась лютеранская кирха (фото 1.) и где располагается сегодня памятник Ленину (фото 2.). Также отчётливо видно, что места прежнего и нынешнего расположения объектов находятся в непосредственной близости друг от друга, но не совпадают
Крыльцо кирхи выходило, в аккурат, на перекрёсток улиц, а колокольня являлась, своего рода, визуальным ориентиром этого самого перекрёстка. Более того: именно на эту самую колокольню ориентировался и архитектор Коляновский, проектировавший в начале ХХ века здание Русско-Азиатского банка, которое сегодня занимает районная поликлиника №2. По его замыслу, стоящая на углу улиц колокольня кирхи должна была визуально «перекликаться» с угловой башенкой здания банка – а вместе они должны были образовывать единый ансамбль, визуально подчёркивать перспективу Большого Проспекта (ул. Карла Маркса) в юго-западном направлении.
Снос кирхи в 1951-52 г.г., разрушивший этот ансамбль, имел не столько архитектурные, сколько идеологические причины. Памятник Ленину – авторская копия фигуры, которую архитектор Томский изготовил для города Воронежа (к ней мы ещё вернёмся) был установлен не на месте кирхи, а несколько глубже, в полусотне метров от красной линии улиц. В конце 1940-х - начале 1950-х г.г. предполагалась кардинальная перепланировка центральной части города: улица Степана Разина должна была продолжиться, пройти на месте деревянной застройки, ограниченной чётной стороной улиц Горького и Марата на отрезке от Горького до Карла Маркса – в этом месте «лучи» улиц Марата и Разина должны были слиться и продолжиться, пересекая улицу Карла Маркса в районе современных зданий Управления ВСЖД и магазина «Антей». Далее предполагаемый проспект, по которому предполагалось пустить трамвайные пути в Сталинский (Октябрьский) район города, должен был прямиком выйти к тому месту, где сейчас установлен памятник Бабру, и продолжиться либо по улице 3-го Июля, либо по ул. Седова. При реализации этого проекта, ленинский памятник оказывался бы в центре треугольного «зелёного островка», разделяющего новый проспект и улицу Ленина, и, с точки зрения городской планировки его доминантное положение в этой точке города было бы оправдано, но… Но проект уже тогда сочли достаточно затратным, а в конце 1960-х г.г. от него и вовсе отказались – а «Ильич» из «доминантной точки» городского пространства превратился просто в парковую скульптуру – хотя и очень большую, и наделённую некоей «идеологической нагрузкой».
Это был, так сказать, небольшой экскурс в историю, который нужен был нам только ради того, чтобы объяснить, каким образом ленинский памятник оказался именно в этом, а не в каком-нибудь другом месте города. А теперь из прошлого перенесёмся в настоящее, а заодно и немного посчитаем деньги – наши с вами деньги – автор ведь обещал, что мы займёмся и этим увлекательным делом…
Весной-летом-осенью 2008 года ленинский памятник был снят со своего пьедестала, а пьедестал разобран, реконструирован и собран заново. Во время проведения реставрационных работ ленинская фигура стояла здесь же, неподалёку, заключённая в футляр из крашеного белой краской металлического профиля – этот футляр иркутские острословы тут же окрестили «Ленин в сортире».
На реконструкцию пьедестала и полномасштабную расчистку ленинской лысины, руки и плеч от следов птичьей жизнедеятельности городская администрация потратила шесть миллионов (сумма прописью) рублей. Курс доллара в августе 2008 года составлял в среднем 24,5 рублей – то есть, потраченная на реставрацию памятника сумма была, по сути, раза в три выше, чем если бы её затеяли сегодня. И я предлагаю особо дотошным читателям самостоятельно подсчитать длину дорожного покрытия и количество детских садиков, на ремонт которых можно было бы истратить эти средства, вместо того, чтобы реставрировать сомнительный во всех смыслах ленинский памятник.
По сведениям Центра Сохранения Историко-Культурного Наследия (ЦСН), памятник Ленину на перекрестке улиц Карла Маркса и Ленина в Иркутске отсутствует в перечне объектов культурного наследия: из списка памятников федерального значения монумент исключили согласно указу Президента РФ от 5 мая 1997 года. То есть, по сути, данный монумент никаким памятником не является – ни памятником истории, ни памятником архитектуры, ни памятником культуры (всего лишь, авторская копия!), ни памятником на месте захоронения. А является он, всего лишь, монументальным объектом наглядной агитации, вроде транспаранта «Пятилетку – в четыре года, в три смены, двумя руками, за одну зарплату!» - только отлитым в бронзе, а не написанным на фанере масляной краской. Напомню, что городской бюджет формируется за счёт муниципальных налогов, которые платим мы с вами – а ведь среди иркутян немало людей, предки которых пострадали или даже были уничтожены в результате проведения в жизнь ленинских социальных экспериментов. Насколько нравственно было тратить деньги налогоплательщиков на увековечение памяти человека, по воле которого были уничтожены их предки? Нет ответа на этот вопрос…
Но я, собственно, не столько о морально-этической стороне дела, сколько о чисто технической: реставрация «Ильича» в 2008 году показала, что, по сути, памятник этот – что твой конструктор Lego: без особых потерь его можно разобрать, передвинуть метров на сто в сторону, либо погрузить на грузовики и перевезти в любое другое место – было бы желание! Тем более, что по сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок, на котором стоит это квази-мемориальное сооружение, не сформирован в установленном земельным законодательством Российской Федерации порядке. В отношении данного земельного участка не осуществлён государственный кадастровый учет, и соответственно, какие-либо права, в том числе право муниципальной собственности, на этот земельный участок отсутствуют. А это, в свою очередь, означает, что все разговоры о том, что «…Ильич здесь целых шестьдесят три года простоял, и следовательно…» - это всего лишь, дешёвая лирика и демагогия, не имеющая никакого практического и юридического значения. В конце концов, иркутской лютеранской общине этот земельный участок принадлежал более ста лет – с 1831 по 1937 год – но лютеране, в отличие от коммунистов, вовсе не собираются разрушать «до основания, а затем…» памятник коммунистическому партийному лидеру – они лишь просят передать им в пользование землю, которая формально не имеет собственника, но которая целое столетие принадлежала общине и затем была у неё отобрана.
…О том, что на месте «главного Ильича» прежде стоял лютеранский храм, в советские времена было не принято говорить – как не принято было вспоминать и о том, что в Российской Империи лютеране составляли вторую по численности (после православных) и первую – по уровню образованности – конфессию. Не принято было вспоминать и о той огромной роли, которую сыграли находившиеся в российском подданстве лютеране в развитии российской науки, культуры, в государственном строительстве, в защите внешних рубежей страны… Иркутянам достаточно прогуляться на Набережную Ангары и прочесть, хотя бы, имена учёных-географов, исследователей Сибири, начертанные на фризе областного Краеведческого Музея – Беринг, Врангель, Грегори, Гмелин, Крашенинников, Маак, Мессершмидт, Миллер, Паллас, Стеллер, Гумбольдт, Ледебур, Максимович, Миддендорф, Норденшельд, Пржевальский, Турчанинов, Черский, Колчак…
Всего – девятнадцать имён, тринадцать из которых принадлежат учёным, исповедовавшим лютеранскую веру и посвятившим жизнь исследованию Сибири. И это – только имена учёных! – а ведь были ещё и государственные деятели: давайте вспомним, хотя бы, имя первого иркутского Генерал-губернатора Карла Фрауэндорфа, чья могила находилась на том месте, где сейчас стоит памятник Бабру… Давайте вспомним имена иркутских врачей, гимназических учителей, городских архитекторов, инженеров, командиров иркутского гарнизона, полицмейстеров, мастеровых, купцов, которые на протяжении двух веков работали на благо Иркутска, несли здесь службу – а по воскресеньям приходили в свою кирху: сначала – на улицу Спасо-Лютеранскую, а с 1831 года и до самого закрытия кирхи – на угол Большой и Амурской. Разве эти люди не были иркутянами?... и разве потомки многих из них не живут сегодня в Иркутске, не ходят по тем же улицам, по которым ходим и мы с вами?... И разве положительное решение вопроса о восстановлении лютеранской кирхи на её прежнем месте не станет справедливым актом признания заслуг этих людей перед городом, перед Сибирью, перед потомками?...
По данным всё того же Центра Сохранения Историко-Культурного Наследия, на сегодняшний день основатель Российской Социал-Демократической Рабочей Партии (большевиков) Владимир Ильич Ульянов, вошедший в историю под партийной кличкой «Ленин», является самым увековеченным историческим персонажем в городе: здесь насчитывается целых девять (!) памятников «Ильичу». Плюс – ленинский профиль из металла на въездном знаке в Ленинский район. Плюс – в названии самого района. Плюс – в названии жилого массива Ново-Ленино. Плюс – в названии центральной улицы города. Плюс…
Обратим внимание вот ещё на что: данный исторический персонаж не сделал для развития нашего города ничего: он (в отличии от Якова Похабова) не основывал в 1661 году Иркутский острог. Он (в отличии от Императора Александра III) не начинал строительство Транссиба, благодаря которому Иркутск получил связь с Европейской Россией и начал бурно развиваться в начале ХХ века. Он (в отличии от Ивана Наймушина) не руководил строительством гидроэлектростанций Ангарского каскада. Он (в отличии от Леонида Гайдая и Александра Вампилова) не создавал в Иркутске своих пьес и сценариев фильмов. Он даже не погиб здесь – в отличии от своего «исторического оппонента» адмирала Колчака. И тем не менее – девять(!) памятников, и ещё целый возок топонимов – не многовато ли, а, «товарищи»-коммунисты?... На мой скромный взгляд – так с лихвой! В конце концов, Иркутск – это не «партийная вотчина» КПРФ, и столь дорогая вам статья №6 о «…руководящей и направляющей роли компартии…» уже двадцать четыре года, как исключена из Конституции государства. Да и государство, в котором мы живём – это другое государство. Не СССР. Вы не заметили?...
И я не думаю, что от того, что если вашего «самоглавного Ильича» вежливо – повторяю: вежливо! – попросят освободить то место, которое он занимает, мягко говоря, не по праву, город захлестнёт эпидемия инфарктов и инсультов среди представителей старшего поколения. Тем более что и среди стариков, от имени которых вы сами себя уполномочили говорить, отношение к данному персонажу тоже далеко не однозначное…
В заключении хотелось бы сказать вот ещё о чём: мало того, что ленинская фигура работы скульптора Томского, установленная на перекрёстке двух главных иркутских улиц, совершенно противоречит историческим реалиям (ведь известно, что «товарищ» Ленин при жизни был не только плешив, но и плюгав, и среди соратников за глаза имел кличку «Акакий Акакиевич» - а скульптор Томский сделал его солидным и дородным, словно директора Елисеевского гастронома!) – так он ещё и является не просто копией, но копией очень сомнительной, с морально-этической точки зрения, скульптуры.
Как уже было сказано, оригинал работы Томского был отлит для города Воронежа и установлен в Воронеже – а авторские копии, помимо Иркутска, были отформованы и отлиты, помимо Иркутска, для Вильнюса и Ленинграда. Так вот: воронежский оригинал этой скульптуры очень печально «прославился» в годы войны между СССР и Третьим Рейхом. Дело в том, что германские оккупанты приспособили скульптуру «Ильича» с вытянутой в пустоту рукой в качестве виселицы, на которой вешали воронежских подпольщиков и других граждан, оказывавших сопротивление нацистам…
Этот исторический факт, быть может, и неизвестен иркутским «товарищам» из КПРФ. Но у всякого, чьи познания идут немного дальше решений последнего партийного пленума, в том числе, и у тех фронтовиков, что принимали участие в освобождении Воронежа от захватчиков и видели тот «прощальный сувенир», что оставили в городе отступающие нацисты, эта фигура работы Томского вызывает не самые приятные ассоциации… Может быть, стоит задуматься и над этим?
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!