Сумасшедшие «Пилигримы»: садитесь в центре

А знаете ли, что у алжирского дея
под самым носом шишка?
Николай Гоголь

Нормальных людей в хмурый пасмурный вечер 2 октября на сцене иркутского Дома актёра не было. Ни среди действующих лиц, ни среди вышедшей на поклоны постановочной группы, замахнувшейся на нестандартное сценическое воплощение текста Николая Васильевича Гоголя.

Пожалуй, одно из последнего, что мог представить великий русский писатель, – это что его «Записки сумасшедшего» будут ставить в театрах. Одно из – потому что последнее, что могло прийти на ум классику литературы, – что на его повесть кто‑нибудь напишет музыку.

Первым на подобное решился советский и российский композитор Юрий Буцко, в 1964 году, будучи ещё студентом Московской консерватории, написавший монооперу «Записки сумасшедшего». Вдохновил Гоголь на создание оперы и сербского классика Станойло Раинича, но его «Записки» в России практически не известны. Почти двадцать лет назад спектакль «Мания» по повести Гоголя с музыкой Владимира Соколова поставил иркутский Театр Пилигримов.

В попытке сохранить традиции, заложенные основателем театра, новое руководство Пилигримов также решило обратиться к тексту Гоголя, традиционно переосмыслив его со своих творческих позиций. 2 октября театр открыл новый театральный сезон премьерой sound‑драмы «Записки сумасшедшего» с музыкой художественного руководителя театра Константина Артамонова в постановке Анны Агапитовой.

«Совершенно необычное полуторачасовое погружение в мир музыки и sound‑дизайна… и это всё помимо того, что на сцене разыграется настоящая драма одного (а может и не одного) «маленького» человека, написанная гениальным пером великого Гоголя», – анонсировал премьеру на своей странице ВКонтакте Константин Артамонов.

Жанр sound-драмы – редкий и требующий от публики определённой подготовки. По большому счёту – это драматический спектакль, в который вплетена музыка как полноценное действующее лицо, комментирующее собственным языком происходящее на сцене. Задача зрителя при этом – совместить в голове звуковые и визуальные ощущения, поборов возможное желание сосредоточиться исключительно на музыке или исключительно на тексте и игре актёров.

Чтобы помочь зрителю окунуться в непривычную атмосферу, музыку к спектаклю постановщики записали в формате 4.0 – объёмного четырёхканального звука, как бы окутывающего слушателя со всех сторон.

Небольшой совет будущим зрителям «Записок сумасшедшего»: чтобы в полной мере насладиться звуковым quadro‑эффектом, старайтесь занимать места в центре зала.

Впервые о неординарном таланте и способности Константина Артамонова отразить в музыке всю суть и наиболее важные нюансы литературного произведения иркутяне заговорили после премьер его балетов «Гранатовый браслет» и «Милый друг» на сцене Иркутского музыкального театра в 2013 и 2014 годах. Не менее убедительно в музыкальном плане прозвучали и первые постановки на музыку выпускника Санкт‑Петербургской консерватории после того, как он возглавил Театр Пилигримов: арт‑рок мюзикл «NoRA» по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом», документальная рок‑баллада «Милосердие под запретом», музыкальная сказка «Кот в сапогах».

В новой работе над музыкальным сопровожденем спектакля «Записки сумасшедшего» Артамоновым написана, по сути, полуторачасовая симфоническая поэма, которая может смело претендовать на существование в качестве отдельного музыкального произведения, отражающего настроение каждого дня из дневника главного героя повести Аксентия Поприщина – от Октября 3 до Чи 34 сло Мц гдао. 349.

О качестве музыкального материала лучше всего свидетельствует факт его тесного слияния в спектакле с текстом Гоголя. «Записки сумасшедшего» от Пилигримов полностью соответствуют заявленному жанру sound‑драмы, где музыка и текст существуют параллельно, но при этом составляют единое целое, не перетягивая одеяло (внимание слушателей) на себя.

Сцена из спектакля «Записки сумасшедшего»

Впервые столкнулась с жанром sound‑драмы и режиссёр спектакля Анна Агапитова, прекрасно справившаяся как с адаптацией повести на четырёх действующих лиц, так и со сценическим воплощением своего замысла. Поставив главному герою диагноз «диссоциативное расстройство личности», режиссёр не только превратила потенциальный моноспектакль в постановку на четверых актёров, но и предложила зрителю оригинальную трактовку известной повести с набором нестандартных, но продуманных находок.

В результате на сцене мы видим не только титулярного советника Поприщина в исполнении Павла Митрохина, но и ещё трёх персонажей, живущих в его голове: чувствительный Поприщин-романтик (Виталий Зайцев), решительный и бездушный Поприщин-карьерист (Тимофей Тихонов) и этакий блаженный Поприщин-защитник (Дмитрий Лютиков). Решение нестандартное и крайне интересное, но если с карьерным и романтичным отслоениями личности главного героя всё ясно, то почему третья личность – защитник, кого и от чего он защищает, для зрителей осталось загадкой. Впрочем, задались этим вопросом лишь те, кто приобрёл программку спектакля с перечнем действующих лиц.

Кстати, о лицах. Стоит отметить, что от премьеры к премьере растёт не только репертуар Театра Пилигримов, но и мастерство его актёров, а вместе с ним и уровень спектаклей. В «Записках сумасшедшего» перед зрителями предстали думающие и пропитанные идеей спектакля актёры, сумевшие создать яркие и совершенно разные по характеру персонажи. Вместе с этим на протяжении всего действия сидящих в зале не покидало ощущение их близости и единой сути. Достичь подобного эффекта можно было лишь грамотной постановкой задачи от режиссёра и тонкой и осмысленной актёрской игрой в столь сложном драматургическом материале.

Сцена из спектакля «Записки сумасшедшего»

Органично вписались в спектакль (или спектакль вписался в них?) декорации и костюмы Ирины Железняк. Немного смутил нестандартный календарь в виде мишени для дартса, но в целом атмосфера гоголевской эпохи была передана. И уж точно пять с плюсом молодому сценографу за стильные афишу и программку к спектаклю.

Работу звукорежиссёра Александра Малакичева со стороны слушателя можно оценить одним словом – комфорт. Несмотря на то что в спектакле ни на секунду не смолкает музыка, до зрителей было донесено каждое слово, да и в принципе никакого напряжения в плане баланса, громкости или доминирования музыки либо текста не ощущалось.

Сцена из спектакля «Записки сумасшедшего»

После успешной премьеры «Записок сумасшедшего», доказательством чему были живая реакция зрителей по ходу спектакля и бурные аплодисменты после его окончания, можно смело констатировать, что в Пилигримах подобралась команда настоящих профессионалов, которым по плечу самые амбициозные проекты.

Повесть Гоголя – спорный материал в плане выбора для театральной постановки. И если уж ставить их в театре, то делать это надо так, как сделал Театр Пилигримов.

Фото: vk.соm/teatrpiligrimovirkutsk

URL: https://www.babr24.net/irk/?IDE=220164

bytes: 7843 / 7193

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3495 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Видео дня. Эпическая «Злая»

Кинокомпания Universal Pictures представила полноценный трейлер эпического фэнтезийного музыкального фильма «Злая». Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

3142

17.05.2024

Мистер Успех. Джорджу Лукасу – 80!

Голливуд называют столицей фальсификации, выдумки и больной фантазии. Но мне кажется, в этих номинациях всё-таки лидирует Вашингтон. Джордж Лукас «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Земля до начала времён», «Лабиринт», «Убийства на радио»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5061

14.05.2024

Слышали звон... Как иркутский минкульт у Рыбникова и Уэббера оперы украл

На официальную страницу Министерства культуры Иркутской области ВКонтакте подписано 3 270 человек, но, судя по «лайкам» и результатам голосований, читают и активно сопереживают из них от силы пара десятков. А зря.

Филипп Марков

КультураИркутск

15764

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Любовь, что правит миром», праздник «Ночь в Ботаническом саду» и опера «Две королевы»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 14 по 19 мая в Иркутске пройдут спектакли, игры и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

7515

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Можно попросить Нину?», концерт «Родная стихия» и мастер-класс «Гусь-обнимусь»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 7 по 12 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и лекции.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11630

06.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

7079

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

9467

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

8135

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14846

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

14969

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9230

28.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

26776

25.04.2024

Лица Сибири

Мироненко Елена

Тарасков Геннадий

Лучкин Виктор

Салко Дмитрий

Брюханенко Эдгар

Бураев Федор

Антоненко Александр

Перетолчин Владимир

Доржиев Баир

Чекотова Нина