Эпоха джаза на берегах Томи с Борисом Зайдманом

Журналист Бабра взял интервью у организатора международного фестиваля «Джаз на берегах Томи» Бориса Зайдмана.

– Скажите, Борис Эммануилович, что же такое джаз?

– В течение более чем века джаз как губка впитывал в себя многочисленные музыкально-художественные формы, бытующие в Америке. Но уже к 1920-м годам сформировались три самых важных базиса джазовой музыки.

Первый – это блюз, то есть негритянский музыкально-поэтический жанр, в основе которого лежит использование так называемых «блюзовых нот», что придают музыке очень специфическое, завораживающее звучание. Блюзовые ноты должны быть использованы в обязательном порядке и в вокальной, и в инструментальной музыке.

Второй базис – Swing (от «качать, раскачивать»). Это важнейшее выразительное средство в джазе, особый приём ритмической пульсации, создающий ощущение раскачивания музыки, заставляющего переживать сильные эмоции. Один музыкальный критик охарактеризовал свинг как состояние страстного ритмического порыва, граничащего с самозабвением. А по компетентному выражению гуру джазовой культуры Дюка Эллингтона, джаз ничего не значит, если не содержит свинг.

Третья составляющая – джазовая импровизация. Отличается от академической, поскольку она имеет в джазе основополагающее значение. Джазовая импровизация исполняется на заданную тему инструменталистом, вокалистом или целым ансамблем спонтанно, без какой-либо подготовки. Чем выше профессиональный уровень исполнителя, тем интереснее выглядит импровизация.

– А как возникла идея организовать фестиваль джазовой музыки в Томске и кто является автором этой идеи?

– Идея организовать фестиваль джазового искусства в Томске принадлежит мне, и я же стоял у истоков джазового фестивального движения. Говоря точнее, идея эта зародилась на основе того, что во многих городах России уже были организованы джазовые фестивали. А Томск – город высокой культуры, город студентов и молодёжи – долгое время оставался в стороне.

– Как произошло ваше знакомство с джазом?

– Мой отец, Эммануил Борисович Зайдман, работавший в то время директором дворца культуры «Восток» в Асино Томской области, однажды из командировки привёз виниловую пластинку Дж. Гершвина «Порги и Бесс» (Porgy and Bess), которая перевернула моё сознание и мировосприятие. С классической музыкальной культурой я был неплохо знаком как ученик музыкальной школы по классу фортепиано и как ребёнок, выросший в музыкальной среде. Однако культура джаза произвела, без преувеличения сказать, революцию в моём мировосприятии. Я безнадёжно и навсегда полюбил джаз. Поступив в 1964 году на лечебный факультет Томского медицинского университета, я свёл знакомство с другими поклонниками джаза. Мы называли себя «Джаз-клуб» и собирались в томском Доме учёных, чтобы беседовать о джазе и обмениваться информацией и мнениями. Завсегдатаями этого музыкального кружка по интересам, кроме меня, были Валерий Рыбаков, Станислав Вавилов, Евгений Миронов, Валерий Андрианов и многие другие.

– Можно ли сказать, что это были как раз те люди, которые интересовались джазом сами и прилагали усилия для его продвижения в музыкальную среду Сибири?

– В то время многие музыканты начали активно интересоваться культурой джаза. А в Томске было немало хороших музыкантов. Ведь Томск – не только город уникальной культуры, это ещё и город особых музыкальных традиций, в котором с конца ХIХ века существовало отделение Императорского Русского музыкального общества и единственное за Уралом музыкальное училище, имевшее такой блистательный состав педагогов и такой высокий уровень музыкальной подготовки своих выпускников.

Особенно хочется сказать о музыкальном коллективе под руководством Владимира Шершнева (труба), который играл в ресторане гостиницы «Томск I». Коллектив был представлен такими блистательными музыкантами, как Юрий Лычников (саксофон), Евгений Миронов (рояль), Геннадий Титов (тромбон), Виктор Круткин и Аркадий Прохоров (барабаны). Музыкальный руководитель – Борис Юрьев (гитара, бас-гитара, барабаны). Это был единственный настоящий джаз-бэнд в Томске, где каждый участник знал доподлинно – что такое джаз. Среди музыкантов того времени, так же активно интересовавшихся джазом, следует упомянуть и музыкальный коллектив, отразивший тенденции времени в своём названии, – «ТГУ-62» под руководством Аркадия Ратнера.

Ансамбль под руководством Владимира Шершнева

– Из вашего рассказа получается, что идея зарождения джазового движения витала тогда в воздухе?

– Отчасти это так, отчасти не так. Конечно, джаз становился тогда всё популярнее в России. Но следует помнить, что Томск был «закрытым» городом, поскольку имел предприятия с производством по особым регламентам. Но активисты музыкального движения, которые мной уже перечислены, делали невероятно многое из любви к джазу в частности и к музыке в целом. В разных городах бывшего Советского Союза начали точечно возникать фестивали джазовой музыки, на которые я непременно стремился попасть. В этом плане я, безусловно, благодарен своему отцу, очень творческому человеку, который с 1967 года по 1983 год руководил Томской областной филармонией. Он не только предоставлял мне информацию о музыкальных фестивалях, но иногда и возможность их посетить, отправившись вместе с ним в его служебную командировку (за собственный счёт, конечно). В начале 1980-х годов я попал на музыкальный фестиваль в Ярославле «Джаз над Волгой», организатором которого был Игорь Гаврилов. Мне очень понравился и сам фестиваль, и его небанальное название. По этому образцу мной было дано название и джазовым фестивалям в Томске.

–А когда в Томске начали проходить эти фестивали?

– У меня была идея сделать в Томске фестиваль джазовой музыки ещё в далёком 1973 году. Я был молод, полон энергии и был очень влюблён в джаз. Однако в то время меня просто «обрушили» с этой идеей официальные лица Томска. Видимо, тогда время джаза в Томске ещё не наступило. Первый фестиваль «Джаз на берегах Томи» я организовал в Томске в 1986 году. И это было ещё довольно «закрытое» музыкальное мероприятие с достаточно ограниченным составом участников. Несмотря на то что музыкальное мероприятие было закрытым для участия иностранных музыкантов, оно имело огромное значение для формирования традиции джазовых фестивалей в России. После проведения музыкального фестиваля «Джаз на берегах Томи» стали возникать аналогичные фестивали в разных частях России – «Джаз над Енисеем», «Джаз на Днепре». А в 1990 году фестиваль «Джаз на берегах Томи» уже получил статус «международного».

– Борис Эммануилович, а как вам удавалось заводить знакомства с зарубежными музыкантами?

– Во-первых, к тому времени, когда я начал проводить фестивали, я уже объездил все аналогичные музыкальные мероприятия бывшего Советского Союза, где, понятно, знакомился с участниками и обменивался контактами. Во-вторых, рядом с Томском находится Новосибирск – третий по размерам мегаполис России, с культурной жизнью, всегда насыщенной разнообразными мероприятиями, в том числе и музыкальными. И Новосибирск, в отличие от Томска, никогда не имел статус «закрытого города». Кроме того, мне всегда охотно шёл навстречу многолетний бессменный президент новосибирского джаз-клуба Александр Глебович Мездриков, один из организаторов джазовых фестивалей Новосибирска, который принимал активное участие и в реализации проекта «Джаз на берегах Томи», работая не только в составе организационного комитета, но и в качестве члена жюри этого фестиваля. Ну и, в-третьих, эпоха девяностых – это эпоха свободы, демократии, толерантности, которая располагала (и даже подталкивала) к различного рода знакомства и активному общению.

– Из того, что вы сказали, следует, что музыканты встречались не только на фестивалях, но и в промежутках между ними?

– Естественно. В Томске на рубеже 1990-2000-х годов постоянно проводились джем-сейшены, куда приезжали поиграть музыканты из самых разных частей света. Они проходили на базе двух Домов учёных – Томска и томского академгородка. Сейчас, хотя и спустя такое длительное время, хочется выразить благодарность администрациям этих учреждений за активное содействие проведению музыкальных мероприятий тех лет. И главное – за огромный вклад в развитие музыкальных тенденций и за продвижение в России джазового фестивального движения.

Также хочется выразить отдельную благодарность за помощь в организации и реализации проекта «Джаз на берегах Томи» народному артисту РСФСР, композитору, аранжировщику, создателю и руководителю Московского вокально-инструментального оркестра «ВИО-66» Юрию Сергеевичу Саульскому и музыкальному критику, джазовому конферансье, педагогу и автору книги «Советский джаз» Алексею Николаевичу Баташёву.

Интервью взяла Яна Ледина

Фото из личных архивов Бориса Зайдмана, Станислава Вавилова

URL: https://www.babr24.net/tmk/?IDE=253696

bytes: 9287 / 8719

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Томской области:
[email protected]

Автор текста: Андрей Игнатьев, региональный обозреватель.

На сайте опубликовано 1012 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Томск)

Бабродвиж в Томске: концерт «Светлое и тёмное», спектакль «Женитьба» и мастер-класс «Роспись пряников»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 26 апреля по 2 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

4391

25.04.2024

Викторины на Бабре. Какие значения имеют слова «гайно», «буробить» и «подследыши»

ТГ-канал «Томск. Бабр. Дальше некуда» проводит филологические викторины – подписчикам предлагается указать значение того или иного диалектного слова. На данный момент проведено 60 викторин. Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями одной местности.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоТомск

3579

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5817

24.04.2024

Эксклюзив Бабра. Михаил Башкатов о работе в кино, актерской профессии, Томске, Москве и вдохновении

Капитана команды «Максимум» Михаила Башкатова томичам представлять не нужно. Кто-то помнит его как КВНщика, который вместе с командой в «нулевые» прославил Томск на всю страну еще раз, продолжив дело, начатое «Детьми лейтенанта Шмидта».

Анна Леро

КультураОбществоТомск

4977

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5720

22.04.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Репетиция полярного сияния», мастер-класс «Дымковская лошадка» и биоквиз «Интересное рядом с нами»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 19 по 25 апреля жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и игры.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

11571

18.04.2024

Бабродвиж в Томске: мастер-класс «Панно на спиле», концерт «Пиковая дама» и спектакль «Двенадцать стульев»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 12 по 18 апреля жители и гости города смогут посетить мастер-классы, концерты, спектакли и познавательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

14115

11.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4759

10.04.2024

Бабродвиж в Томске: концерт «Давай на пять», мастер-класс «Полёт к звёздам» и спектакль «Книга всех вещей»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 5 по 11 апреля жители и гости города смогут посетить концерты, спектакли, игры и мастер-классы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

15996

04.04.2024

Викторины на Бабре. Какие значения имеют слова «тюрючок», «покоцать» и «бздануть»

ТГ-канал «Томск. Бабр. Дальше некуда» проводит филологические викторины – подписчикам предлагается указать значение того или иного диалектного слова. На данный момент проведено 57 викторин. Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями одной местности.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоТомск

12386

29.03.2024

Бабродвиж в Томске: мастер-класс «Пасхальное яйцо», программа «Внеземные миры» и спектакль «Деревья умирают стоя»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 29 марта по 4 апреля жители и гости города смогут посетить концерты, мастер-классы, спектакли и литературные мероприятия.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

16860

28.03.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Баба Шанель», квест «Властелин колец» и мастер-класс «Тени на стене»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 22 по 28 марта жители и гости города смогут посетить концерты, спектакли и мастер-классы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

19953

21.03.2024

Лица Сибири

Полуэктов Михаил

Москаленко Алексей

Лувсанвандангийн Болд

Голенецкая Елена

Шунова Василина

Рассолов Константин

Аюшеев Дамба

Хаптагаев Сергей

Будуев Николай

Киланов Анатолий