Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

30694

19.12.2011, 15:38

Почитание св. Николая у славян

19 декабря по новому стилю (6 декабря ст.ст.) празднуется день памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского. В народе этот день называется Николой Зимним или Миколой Холодным.

Святой Николай, угодник Божий и чудотворец, весьма почитался у всех славянских народов. Его считали самым старшим и самым близким к Господу святым, наиболее милостивым, вторым после Бога защитником людей; в сказании о святых ему полагалась даже особая молитва «о заступлении от всяких бед и несчастий». Святого Николая называли «спутником путешествующим и на море сущим правителем»; храмы его (церкви «Николы Мокрого») часто ставились на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, и корабельщики нередко брали с собой икону этого угодника, чтобы в случае опасности попросить святого об избавлении от кораблекрушения и бурь. Крестьяне же исстари молились Николаю-угоднику об урожае, большом приплоде скота и всеобщем благополучии, полагая, что в свои праздники святитель лично спускается с небес и шествует по всей земле, обходя ее из конца в конец, а духи тьмы бегут от него прочь и мир очищается от всего нечистого.

О степени почитания святого Николая православной церковью можно судить уже по тому, что ему по четвергам каждой недели полагалась особая служба наряду с апостолами. Русские обращались к нему с молитвой едва ли не чаще, чем ко всем другим святым вместе взятым. В духовных стихах, распеваемых каликами перехожими, про святого Николая говорилось, что «он, чудотворец, Богом силен, он всем помощник», и что «хто Миколая любит, хто Миколаю служит, тому святый Миколае на всякий час помогае». Простые же крестьяне приговаривали: «Нет за нас поборника супротив Николы», «Попроси Николу, и он скажет Спасу» и т.д. В Четьи минеи (житиях святых) перечисляется множество богоугодных деяний, совершенных св. Николаем: «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая, и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде, и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго чудотворца сего – восток и запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

Пожалуй, ни одному святому на Руси не воздвигалось столько храмов, монастырей, церквей и соборов, как святому Николаю Чудотворцу. Александр Гуагнин Веронский, путешествовавший по России в XVI в., отмечал, что «русские, между святыми особенно почитая св. Николая, едва не воздают ему божеского поклонения; во имя его воздвигают они особенные храмы и рассказывают о нем много чудесного». Леклерк говорил, что «у русских св. Николай считается патроном их отечества» и что «русский люд даже верит, будто св. Николай Чудотворец мог бы быть Богом, но не захотел этой чести, и во всяком случае после Бога заступает первое место». Образ святителя Николая можно было увидеть практически в любом православном русском доме, перед ним молились во всех более или менее трудных обстоятельствах жизни.

Все дни, посвященные святому Николаю, считались в народе большими праздниками, отмечаемыми очень широко и торжественно. У русских одним из главных событий праздника Николы Зимнего были так называемые братчины, или никольщины, продолжавшиеся иногда несколько дней и представлявшие собой обильные пиршества с пивом и брагой из зерна нового урожая. Начинались никольщины обычно во время храмового праздника: все поселяне собирались в церковь, где служили молебны, ставили общую большую свечу святому Николаю, а затем готовили вскладчину трапезу на всех. Пиршество происходило обычно у часовни или сельской церкви, причем для него традиционно закалывали быка, которого специально к этому дню выращивали всем селом, либо покупали на общие деньги.

В принципе, никольские братчины могли устраиваться по-разному. Например, кое-где угощения выставляли по домам, для отдельных семей, причем молодежь в этом, как правило, не участвовала: это был праздник стариков и старших сыновей, наиболее уважаемых представителей дере¬вен¬ских родов. На никольские угощения съезжались ближайшие родственники и непременно приглашались соседи, хотя обычно в избранном и ограниченном числе; при этом отказ от складчины и уклонение от празднования порицались, и скупого домохозяина изводили насмешками в течение целого года. Гостей, являвшихся к празднику, традиционно потчевали свежесваренным пивом, приговаривая: «Холодненького с гвоздя».

От разгульных никольских братчин в народе возникли присловья: «В Николин день во всяком доме пиво», «Никольщина красна пивом да пирогами», «на Николин день зови друга, зови ворога, оба будут друзья», «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пироги печет», «На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Никольщины валяются под лавкой», «Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет» и т.п.

Исследователи полагают, что такие общинные пиры в честь Николая чудотворца были остатками языческих гульбищ, посвящавшихся древним богам. Предполагается, что святитель Николай в славянской традиции воспринял некоторые черты Велеса – «скотьего бога», связанного и с земледелием, и с подводно-подземным миром, и с душами умерших. Об этом говорят некоторые поверья и обычаи: например, украинцы считали св. Николая распорядителем волчьих стай, а у поляков Николой называли лесного духа, покровителя охотников. Крестьяне по окончании жатвы «завивали» последнюю горсть колосьев «на бороду» Велесу, Власию или Миколе. Мореходы, молившиеся св. Николаю о защите от бури и потопления, порой приносили ему жертвы, как языческому божеству; а на Онежском озере 6 декабря, в день «Николы Мокрого», старики-рыбаки делали из соломы человеческое чучело и в старой лодке отправляли по озеру, прося святого Николая принять эту жертву для озера.

В народных верованиях Николай-Угодник, милостивый земной святой, противопос¬тав¬лялся грозному небесному Илье-Проро¬ку точно так же, как Велес противопоставлялся Перуну-громовержцу. Так, например, во время пожаров, вызванных молниями гневного Ильи, огонь обходили с иконой св. Николая; ту же икону выносили и для того, чтобы унять град. В некоторых местах существовали даже народные рассказы о соперничестве этих двух «главных» святых. Известна, например, такая легенда: один мужик, посеяв рожь, поставил свечку Николаю-угоднику, помолившись ему о хорошем урожае; Илья разгневался на то, что не ему люди молятся, и решил выбить градом обильно уродившуюся рожь, но Николай вовремя посоветовал мужику «продать рожь не жамши», и тот послушался. Когда от града вся рожь полегла, Николай посоветовал купить ее обратно; мужик выкупил поле «почитай задаром», а Николай послал дождь и поднял рожь с земли, так что мужик собрал обильный урожай и заработал много денег, «а Илья так и остался ни с чем».

С Николина дня во многих местах традиционно начиналось сватовство; служили молебны те, кто задумал жениться сам или женить детей. Молодежь с Николы начинала готовиться к святочным посиделкам, мастерить маски и наряды для ряженья и т.д.

В сельскохозяйственном быту день святителя Николая служил сроком для разного рода сделок, платежей и других хозяйственных договоров. Кроме того, к празднику Николы Зимнего приурочивалась распродажа лишнего хлеба, отчего в народе говорили: «Цены на хлеб строит Никольский торг», «Никольский торг всему указ» и пр.

Другие пословицы и приметы, приурочивавшиеся ко дню св. Николая, касались преимущественно урожая, погоды и вообще состояния природы, например: «Какой день на Николу зимнего, такой и на Николу весеннего», «Хвали зиму после Николина дня», «Первые серьезные морозы – Никольские», «Коли зима до Николина дня след заметает, дороге не стоять», «Иней на Николу – к урожаю», «Если на Николу день холодный и ясный – к хлебородному году», «Варвара мосты мостит, Савва гвозди вострит, а Никола прибивает», «На святого Николу зима с гвоздем ходит» и т.п.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

30694

19.12.2011, 15:38

URL: https://www.babr24.net/?ADE=100839

bytes: 8164 / 8164

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Так хочется верить в людей! Судьба куйтунского блогера Игоря Перевалова

«Я привык верить людям» – именно с таким девизом несколько лет в медийной пространстве прогремел блогер и искусный мастер резьбы по дереву Игорь Перевалов, уроженец и житель поселка Куйтуна Иркутской области.

Лилия Войнич

ОбществоКультураСкандалыИркутск

1872

14.06.2024

Инсайд. Щепотка Томска. Пляж как инструмент для авторитета

У нерадивых чиновников что лето, что зима наступает неожиданно, когда календарь «не предвещал ничего плохого». Очередной «тревожный звонок» для мэра Томска Дмитрия Махини: с пляжами в Сибирских Афинах – полная беда.

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаТомск

2385

13.06.2024

Жители Вихоревки, потерявшие в пожаре единственное жилье, получили ключи от квартир

14 семей из Вихоревки, потерявшие жилье в результате майских пожаров, получили ключи от благоустроенного жилья.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

481

13.06.2024

Угроза свободе слова: еще одна монгольская журналистка под следствием

Свобода слова является одной из самых ценных составляющих демократии. Потому монгольское руководство пытается всячески продемонстрировать свою лояльность сотрудникам СМИ на международном уровне.

Эрнест Баатырев

ОбществоСкандалыМонголия

590

13.06.2024

Высокие стандарты безопасности: MIAT прошел международную проверку

Монгольская авиакомпания MIAT прошла аудит Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) с результатом 98,5%.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкономика и бизнесМонголия

2053

12.06.2024

В Монголии стартовала избирательная кампания: изменения и рекордное число кандидатов

Избирательная кампания, предваряющая электоральную процедуру для депутатов монгольского парламента, стартовала с выдачи удостоверений кандидатам. Центральная избирательная комиссия официально зарегистрировала 1300 человек, которые будут бороться за места в Великом государственном хурале.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

2939

11.06.2024

Денег хватает только на дурости чиновников: школьный вопрос в Красноярске обострился

2 июня 2024 года родители школы №157 в районе Преображенский снова забили тревогу. К сентябрю в этой школе будет обучаться 3200 учеников вместо положенных 1280, и мест не хватает. Коридоры заполнены детьми, а доступ в столовую практически невозможен во время перемены.

Наталья Брикоткина

ОбществоОбразованиеКрасноярск

1521

08.06.2024

Спортивная жизнь Монголии: бокс, городской спорт и супермарафонец

Чем ближе Олимпиада, тем больше о ней разговоров. Бабр не уходит от подобных тем. Потому большая часть очередного недельного обзора о спортивной жизни Монголии связана именно с самым главным спортивным событием четырехлетия. Однако в обзоре нашлось место и неолимпийскому контенту.

Эрнест Баатырев

ОбществоСпортМолодежьМонголия

4150

07.06.2024

Улан-Батор и Чанша: новые перспективы сотрудничества

Первый заместитель губернатора Улан-Батора по экономическому развитию и инфраструктуре Сайнзориг Пурэвжав встретился с группой коллег из китайского города Чанша. Делегацию гостей возглавил вице-мэр Пэн Тао.

Эрнест Баатырев

ОбществоМонголия Китай

1080

06.06.2024

Представители IATA в Дубае: Монголия получила право голоса

Со 2 по 4 июня в Дубае состоялся 80-й саммит Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). В ежегодном мероприятии приняли участие представители стран-членов IATA, международные и региональные ассоциации, а также предприниматели от авиационной отрасли.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкономика и бизнесМонголия

4585

05.06.2024

Внешний долг Монголии: рост и перспективы

Внешний долг Монголии на конец первого квартала 2024 года превысил 35 миллиардов долларов США, что значительно выше показателей предыдущего квартала и аналогичного периода прошлого года.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия

5039

04.06.2024

Международный день миротворцев ООН: о месте Монголии в борьбе за мир

З0 мая миротворцы ООН отмечают свой профессиональный праздник. По традиции в этот день в штаб квартире организации проходят торжественные мероприятия. Самых выдающихся и заслуженных участников миротворческих миссий лично награждает генсек ООН.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

6161

31.05.2024

Лица Сибири

Серышев Анатолий

Балтатарова Евгения

Буянов Роман

Маякова Наталия

Тенигин Алексей

Кириленко Егор

Полушин Дмитрий

Микуляк Андрей

Боринский Анатолий

Вершинин Евгений