Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

4397

05.11.2011, 10:57

Димитрий Солунский (Дмитров день)

Согласно преданию, святой Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках (современных Салониках, которые славяне называли Солунь). Его отец и мать были тайными христианами, поэтому мальчик был крещен в потайной домовой церкви и наставлен в христианской вере. Когда отец Димитрия скончался, император Максимиан Галерий призвал юношу к себе и, убедившись в его образованности и незаурядных способностях, назначил его проконсулом Фессалоникийской области.

Димитрий должен был защищать город от варваров и всячески искоренять христианство; однако, едва приняв назначение, он начал открыто учить местных жителей христианской вере и бороться с языческими обычаями. Услышав об этом, император страшно разгневался и немедля отправился в Фессалоники; Димитрий же, узнав о его приближении, роздал все имущество нищим и предался посту и молитве, готовясь к добровольному мученичеству. Когда его привели к императору, святой смело объявил себя христианином и был брошен в темницу.

Пребывая в Фессалониках, Максимиан устроил гладиаторские бои, с удовольствием наблюдая, как его любимец, германец Лий, сбрасывает на копья воинов побежденных христиан. Ночью Димитрия навестил в темнице его ученик, юноша Нестор, и святой благословил его на бой с грозным варваром; на следующий день Нестор победил Лия, сбросив его на копья. Тогда разгневанный император повелел казнить и Нестора, и Димитрия. Святого пронзили копьями на рассвете, прямо в темнице, а тело его бросили на съедение диким зверям, но христиане отыскали его и тайно похоронили. Раб Димитрия Лупп взял окровавленную ризу и перстень мученика, коими потом начал исцелять больных.

Димитрий Солунский почил в 306 г.; в IV веке над его могилой была возведена базилика, а спустя сто лет (в 413 г.) были обретены мощи святого, которые оказались мироточивыми (отчего и сам мученик получил прозвание Мироточец). На иконах его изображали обычно в виде воина в доспехах, с копьем или мечом в руках. В православной традиции св. Димитрия вспоминают 8 ноября (по новому стилю), а в католической церкви – 26 октября.

Святой Димитрий Солунский весьма почитался у всех славян, и особенно у православных – русских, сербов, болгар. Его воспринимали как воплощение идеального воина и «отечестволюбца»; его имя связывали с ратным подвигом и поминовением воинов, павших за Родину. Нестор пишет, что когда великий князь Олег захватил Константинополь, греки приписали эту победу святому мученику: «несть се Олег, но святый Димитрий послан на ны от Бога». Во времена Золотой Орды св. Димитрия также считали заступником и помощником русских войск.

По преданию, Дмитрий Донской после тяжелой и кровавой победы в Куликовской битве в 1380 г. «положил, чтобы перед этим днем совершалась вселенская панихида о всех погибших на поле битвы». Предание это не подтверждается древними источниками, однако поминальная суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского упоминается в сборниках с XV века; в народе она называлась Дмитровкой, а также Родительской или Дедовой субботой (бел. Восеньскiя дзяды), и ее считали одним из главных поминальных дней года. Крестьяне говорили об этом дне: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут - живых блюдут», «На Дедовой неделе родители отдохнут».

Вероятно, обычай поминать в эту пору умерших родственников появился еще в языческие времена, поскольку и у других народов известны подобные традиции, связанные как раз с концом октября – началом ноября (ср. кельтский Самайн, римские «праздники мертвых» и др., а также католический День всех усопших - 2 ноября). Объясняется это, по мнению исследователей, тем, что для земледельцев души покойных предков были чем-то вроде добрых богов-покровителей, благотворно влияющих на урожай. С одной стороны, тела усопших, захороненные в земле, соотносились с зерном, которое «мертво и погребено», но содержит в себе жизненную силу, и потому должно возродиться и дать всходы. С другой стороны, души умерших возносились на небо, откуда исходило и тепло солнца, и влага дождя, и вообще «божественная благодать». Таким образом, «дзяды» фактически становились духами природы, связанными с плодородными силами земли и различными погодными явлениями. Поэтому поминальные дни вписывались в земледельческий календарь в строгом соответствии с нуждами людей: предков чествовали зимой, в пору солнцеворота (когда «возрождалось» светило и магически предопределялся будущий год), затем весной, когда возносились молитвы о плодородии полей, а завершали поминальный цикл осенью, перед зимним «умиранием» природы, когда богам и душам предков приносили благодарственные дары из нового урожая. Представление о том, что души умерших становятся частью природы и переживают все ее состояния, нашло отражение в одной из примет, приуроченных к неделе перед Дмитриевым днем: «Коли вздохнут на дедовой неделе родители [т.е. случится оттепель], то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами».

У восточных славян празднование Родительской субботы отличалось большой торжественностью и нередко начиналось еще накануне, когда хозяйка после ужина накрывала стол новой скатертью, ставила еду и приглашала предков к трапезе. В самый же поминальный день крестьяне навещали могилы своих близких и родных, совершали там панихиды, а потом устраивали угощение из традиционных поминальных блюд. Часть еды обычно уделяли «дзядам»: зарывали в землю яйца, лили кисель и брагу, оставляли на могилах блины, пироги, кашу и т.д. Вспоминали усопших и во время вечерней трапезы (у белорусов называемой «ужин по родителям»): их приглашали за стол, клали для них ложки или откладывали часть еды в особую миску. Не забывали и про отправляющих панихиды священников: попа и причта непременно одаривали и угощали (ср. народные присловья: «Не все поповым ребятам Дмитриева суббота», «Дмитрова суббота – кутейникам [попам] работа» и т.п.), причем считалось, что чем щедрее будут подношения, тем быстрее и вернее обретет душа умершего на том свете покой и отраду. Но сам обычай разделять пищу с мертвыми отнюдь не христианский; ранее он даже осуждался и запрещался церковью как языческое суеверие, однако сохранился в деревнях и селах вплоть до XX в.

В аграрном календаре Дмитров день и Родительская суббота тесно связывались с наступающей зимой. По народному замечанию, «до Родительской субботы зима не становится», но «Дмитров день – зима уж лезет на плетень», «Дмитров день перевоза не ждет». Сибиряки замечали, что «на Митрия реки замерзают». По русским приметам, «когда в Дмитров день холод и снег, то весна поздняя и холодная, а если оттепель – зима и весна теплые», «Дмитров день по снегу – и Святая (Пасха) по снегу», «Дмитриев день поголу [без снега] – Святая теплая» и т.д.

Октябрь и начало ноября считались в народе подходящим временем для свадеб, однако в период между праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) и Дмитриевым днем браков обычно не заключали, считая, что счастья в такой семье не будет. Вероятно, с этим была связана народная пословица: «До Дмитра девка хитра, а после Дмитра еще хитрей» (т.к. хочет выйти замуж).

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

4397

05.11.2011, 10:57

URL: https://www.babr24.net/?ADE=99410

bytes: 7005 / 7005

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Так хочется верить в людей! Судьба куйтунского блогера Игоря Перевалова

«Я привык верить людям» – именно с таким девизом несколько лет в медийной пространстве прогремел блогер и искусный мастер резьбы по дереву Игорь Перевалов, уроженец и житель поселка Куйтуна Иркутской области.

Лилия Войнич

ОбществоКультураСкандалыИркутск

752

14.06.2024

Инсайд. Щепотка Томска. Пляж как инструмент для авторитета

У нерадивых чиновников что лето, что зима наступает неожиданно, когда календарь «не предвещал ничего плохого». Очередной «тревожный звонок» для мэра Томска Дмитрия Махини: с пляжами в Сибирских Афинах – полная беда.

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаТомск

1291

13.06.2024

Жители Вихоревки, потерявшие в пожаре единственное жилье, получили ключи от квартир

14 семей из Вихоревки, потерявшие жилье в результате майских пожаров, получили ключи от благоустроенного жилья.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

417

13.06.2024

Угроза свободе слова: еще одна монгольская журналистка под следствием

Свобода слова является одной из самых ценных составляющих демократии. Потому монгольское руководство пытается всячески продемонстрировать свою лояльность сотрудникам СМИ на международном уровне.

Эрнест Баатырев

ОбществоСкандалыМонголия

534

13.06.2024

Высокие стандарты безопасности: MIAT прошел международную проверку

Монгольская авиакомпания MIAT прошла аудит Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) с результатом 98,5%.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкономика и бизнесМонголия

1876

12.06.2024

В Монголии стартовала избирательная кампания: изменения и рекордное число кандидатов

Избирательная кампания, предваряющая электоральную процедуру для депутатов монгольского парламента, стартовала с выдачи удостоверений кандидатам. Центральная избирательная комиссия официально зарегистрировала 1300 человек, которые будут бороться за места в Великом государственном хурале.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

2782

11.06.2024

Денег хватает только на дурости чиновников: школьный вопрос в Красноярске обострился

2 июня 2024 года родители школы №157 в районе Преображенский снова забили тревогу. К сентябрю в этой школе будет обучаться 3200 учеников вместо положенных 1280, и мест не хватает. Коридоры заполнены детьми, а доступ в столовую практически невозможен во время перемены.

Наталья Брикоткина

ОбществоОбразованиеКрасноярск

1506

08.06.2024

Спортивная жизнь Монголии: бокс, городской спорт и супермарафонец

Чем ближе Олимпиада, тем больше о ней разговоров. Бабр не уходит от подобных тем. Потому большая часть очередного недельного обзора о спортивной жизни Монголии связана именно с самым главным спортивным событием четырехлетия. Однако в обзоре нашлось место и неолимпийскому контенту.

Эрнест Баатырев

ОбществоСпортМолодежьМонголия

4073

07.06.2024

Улан-Батор и Чанша: новые перспективы сотрудничества

Первый заместитель губернатора Улан-Батора по экономическому развитию и инфраструктуре Сайнзориг Пурэвжав встретился с группой коллег из китайского города Чанша. Делегацию гостей возглавил вице-мэр Пэн Тао.

Эрнест Баатырев

ОбществоМонголия Китай

1065

06.06.2024

Представители IATA в Дубае: Монголия получила право голоса

Со 2 по 4 июня в Дубае состоялся 80-й саммит Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). В ежегодном мероприятии приняли участие представители стран-членов IATA, международные и региональные ассоциации, а также предприниматели от авиационной отрасли.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкономика и бизнесМонголия

4513

05.06.2024

Внешний долг Монголии: рост и перспективы

Внешний долг Монголии на конец первого квартала 2024 года превысил 35 миллиардов долларов США, что значительно выше показателей предыдущего квартала и аналогичного периода прошлого года.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия

4970

04.06.2024

Международный день миротворцев ООН: о месте Монголии в борьбе за мир

З0 мая миротворцы ООН отмечают свой профессиональный праздник. По традиции в этот день в штаб квартире организации проходят торжественные мероприятия. Самых выдающихся и заслуженных участников миротворческих миссий лично награждает генсек ООН.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

6062

31.05.2024

Лица Сибири

Ратнер Михаил

Полосин Константин

Васиченко Евгений

Немировский Олег

Владимирский Евгений

Гуробазаров Баян

Дроздов Сергей

Василькова Мария

Чайкисова Анастасия

Головщиков Алексей