Оксана Филимонова
"007"

© Babr24.com

Культура Иркутск

4126

03.11.2006, 18:36

Елена Волошина: "У меня всегда на первом месте был театр"

Народная артистка России Елена Константиновна Волошина в излишнем представлении не нуждается. Достаточно сказать, что в этом театральном сезоне исполнилось ровно пятьдесят лет, как она ступила на сцену Иркутского музыкального театра.

Более сорока лет работает ассистентом режиссера. Поставила порядка пятнадцати спектаклей, в числе которых "Белая акация", "Морской узел", "Улыбнись, Света", "Последний чардаш". Для многих молодых актеров она стала наставницей. А в октябре этого года удостоена звания "Почетный гражданин г. Иркутска".

- Театру, если его любишь, отдашь и жизнь, и здоровье, - говорит Елена Константиновна, предваряя рассказ о своей творческой судьбе.

...Куда я приехала!

- Мне было 29 лет. Я работала в драматическом театре г. Барнаула и, так как мне был ближе жанр оперетты, искала работу, хотелось переехать. Я поехала в Москву на актерскую биржу (в маленьком скверике возле памятника первопечатнику режиссеры выбирали актеров). Прошел слух, что в иркутский театр ищут актеров. Познакомилась на бирже с режиссером театра, великим интеллигентом Александром Николаевичем Орловым, главным театральным художником, начальником городского управления культуры. Я им представила характеристику, программки, где было указано, что я играла. Я им приглянулась, мне сделали предложение о работе, дали зарплату в полторы тысячи рублей, пообещали квартиру. Сказали: "Ждите подтверждающую телеграмму, после покупайте билет и приезжайте. Через несколько дней пришла телеграмма".

Приехала в Иркутск рано утром. Город был совсем не такой, какой он теперь: весьма неухожен, деревянненький какой-то, приземистый. И в этом тумане утреннем я попала на площадь Кирова. Там лежал щебень от взорванного собора. Громадная глыба разбитого кирпича. На меня это произвело неизгладимое впечатление. Я рыдала: куда я приехала! Приехала с восьмилетним сыном. А с утра я пошла в театр. Вальяжный красивый мужчина Николай Загурский завел меня в кабинет директора. Со мной мило поговорили. Попросили обязательно посмотреть спектакль "Веселая вдова", где блистательно, как они сказали, Ганну и Даниила играют актеры. Это была Рогозинская Ирина и Соколинов Саша - лучшая пара в России. В "Белой акации" я видела Колю Каширского, будущего своего партнера, и очень близкую мне женщину, с которой потом дружили, Риту Кувшинову. Весь театр в тот момент был в отпуске. Вызвали концертмейстера, я должна была выучить Розину в спектакле "С 1-м апреля" Оффенбаха к открытию сезона. За полторы недели нужно было освоить ведущую роль, в которой сложные танцы, пение, проза:

В театр актеры приезжают, работают, уезжают, но наш театр помнят всю жизнь. В этом плане жесткий был Николай Матвеевич: если человек не приживался, внешне не соответствовал вкусу директора, с ним расставались. Загурский любил красивых женщин: пусть хуже поет, но хорошо выглядит. Особенно балет и хор. При нем хор был - красавица на красавице: все одного роста, с длинными ногами. А если что не так, говорил: "Пусть она работает, голос хороший: Ее туда в камыши, в камыши: Назад, чтобы меньше видно было".

- Страх перед маститыми актерами испытывали?

- Уважение. Я до сих пор могу не любить человека, не доверять ему, но я всегда уважаю должность. Главный режиссер есть главный режиссер. А стариков надо беречь. Это особая аура в театре. Они ходят, надоедают. Но они учат. Была прекрасная актриса Корнелия Николаевна Рудковская. Она нам говорила: "Девочки, ради бога, когда вы готовитесь ко сну, не забудьте, пожалуйста, накрасить губки, румянчики, глазки подвести:" А мы недоуменно: "Как же так, Корнелия Николаевна! Мы же спать будем. Зачем же нам:" - А вдруг непредвиденный случай - пожар или наводнение. Вы выскакиваете на улицу в ужасном виде! А так: вы при хорошем лице.

Вот такие у нас были веселые мальчики

- Розыгрыши очень любили. Что только ни творили! Причем не молодые актеры, а пожилые развлекались. Загурский обожал зайти в гримерную, связать белье актрис узлами, сделать длинную веревочку: Когда заканчивался спектакль, мы начинали все это развязывать. А это сложно, особенно капроновое белье. И жена его тут же присутствовала, Вера Макаровна Песковская: А Пасеков, был такой герой, поднимался наверх в гардеробную, пока мы все раздевались после спектакля. Тогда единственный мех был - мутон плохо выработанный, тяжелый. Он выворачивал рукава шуб, у него силы для этого были. Я до двух часов ночи выворачивала рукава обратно. Однажды вместо курицы они мне положили в сумку грузила, которые держат декорации. Дома открываю сумку, а там лежит железо. Вот такие у нас были веселые мальчики.

А еще очень многие подражали. Жибинов, ну так меня изображал, что передать не могу. Он пел как я, говорил как я. Опоздала на прогон, оркестр заиграл, а меня нет: Он выскочил, пристроился к Хохолкову и запел моим голосом. Дирижер, продолжая смотреть в ноты: "Лена, подожди. Ты не то:мне бы хотелось:" Глянул - полчаса хохотал. Теперь мы не такие веселые. Хорошо работаем, хорошо друг к другу относимся. Но чтобы повседневно как тогда - этого нет.

У меня всегда на первом месте был театр

- Выросла в театральной среде: отец дирижер, родной дядя - виолончелист. Я очень часто бывала в театре, сидела в оркестре под пультом. И все впитывала. Пела арии всех оперетт. В двенадцать лет во дворе для всех устраивала концерт. Приходили со своими табуретками, я одна держала программу почти два часа.

Я больна театром. У меня всегда на первом месте был театр, на втором месте дети. Все остальное неважно. Мой сын, ему было лет десять, очень долго выплакивал у меня собачонку. Я очень не хотела, потому что жалко животное: меня дома нет, он в школе. Собака сидит одна и воет от тоски. Зачем над ней измываться. Наконец, я ему разрешила. Назвал он ее Стасси. Как субретку в оперетте "Сильва". Когда я врывалась домой, открывая ногой дверь, он хватал собаку и прятался за диван, пока у меня пройдет. Я несла домой всю обиду, все невезение. У меня начиналась истерика, пока роль не получится. Никогда не была уверена, что правильно работаю. Я всегда сомневалась. Работала на износ. Но любила работу и получала истинное наслаждение.

Сейчас приходят выпускники из института и совершенно не умеют разговаривать. А что такое в театре "слово"? Это - чтобы зритель понял. Скороговорка не есть темперамент. Станиславский говорил: темпоритм. Это - внутри. Это - как струится кровь, как мелькают мысли в наших извилинах. Когда идет просто скороговорка, не подчеркивая главные мысли, что ты хочешь вложить в голову слушателю, это неинтересно.

Были такие времена, когда зритель ходил на все новенькое. Ставили больше пяти спектаклей в год. Это сейчас идут и на старенькие постановки: слушают музыку, рассматривают артистов. Я бы ничего не убирала из репертуара. Все спектакли достойные, с хорошей музыкальной драматургией. Мы идем от музыки, которая тоже может разговаривать. И чувства подсказывать. Когда у нас выбирают пьесу, прежде всего берут клавир и слушают музыку. Если музыка "теньте-бленьте, коза на ленте", зачем нам это делать?! Подумали и сделали: "Юнону и Авось", "Иисуса", "Жизнь и смерть Хоакина Мурьетты", "Моя прекрасная леди", "Целуй меня, Кэт". Великие спектакли, которые заставляют правильно логически мыслить. И если режиссер умелый, получается хороший спектакль, смешной, веселый: Какой угодно, но обязательно умный! Чтобы герой стремился к чему-то хорошему.

- Бывает ли актерская дружба?

- Мой партнер Николай Загурский говорил, что мы все - единое целое. Если мы друг другу не нравимся, не нужно ходить друг к другу в гости, не нужно тесно общаться. Беречь нервы свои. А работать: будьте любезны, как будто вы самые любящие на свете друг друга люди.

Живая Волошина идет!

- У нас зритель преданный. Любит и не предает. За это ему огромное спасибо. Смотрим со сцены: как сидели, так и сидят. Только постарели, помудрели, чего-то достигли в жизни. А все сидят. И то, что театр появился в городе, тоже заслуга зрителей.

Горьковский театр приехал в Иркутск на гастроли. Грянула война. Иркутские зрители воспользовались этим, обратились с письмом, чтобы этот театр оставили в городе навсегда. Труппа осталась: Загурский Николай Матвеевич, Муринский Григорий Семенович, Орлов Александр Николаевич, Морозова Мария Алексеевна, Васильев Евгений Степанович. На месте обтекали молодежью. И получился наш любимый прекрасный музыкальный театр.

Мы не оставим в истории следов. Хотя я и есть в энциклопедии, тем не менее это одна строчка и она ничего никому не скажет. Но то, что я иду по городу, ко мне подходят, спрашивают о моем здоровье, это приятно. Значит, что-то я оставила в сердцах и душе. Или так непосредственно и здорово, когда кто-то кричит: "Живая Волошина идет!"

СТЭМ - лучшие годы жизни

- Двадцать пять лет я создавала студенческий театр в мединституте. Мне это было безумно интересно. Был замечательный коллектив, и балет был, и оркестр. Они вышли прекрасными врачами. Теперь это профессора, главные врачи, теперь внуков имеют.

Началось все с того, что главный режиссер театра Орлов вызывает меня к себе: "Елена Константиновна, познакомьтесь:" Сидит такой симпатичный, теперь профессор экономической академии, Вильговский: Как он во мне открыл такую любовь к педагогике, не знаю. Видимо, мудрый был человек. Я туда пошла. А когда окунулась, вообще выйти не могла. Двадцать пять лет не имела ни одного выходного дня. Пропадала с трех дня до двенадцати ночи в институте.

У меня много было талантливых мальчиков. Все с юмором, интересные. А мальчиков мы украли. Была замечательная студентка, которая играла в КВН. Она присмотрела там семь парней - все одного роста: поют, стихи сочиняют. Сколько же мне они посвятили стихов разных!

Это было весело и серьезно. Я - комедийная актриса, умею чувствовать юмор во всем буквально. Если берусь за что-то, то довожу до той точки, когда вижу, что дальше человек уже не пойдет. Это его предел. У нас не было своего помещения, репетировали в конференц-зале института. Если там готовилось собрание, нас не пускали. Мы, как скитальцы, с чемоданами, с нотами ходили от начальника к начальнику, но спектакли делали. Мы хорошие спектакли ставили. СТЭМ - лучшие годы жизни.

Оксана Филимонова
"007"

© Babr24.com

Культура Иркутск

4126

03.11.2006, 18:36

URL: https://www.babr24.net/irk/?ADE=33750

bytes: 10144 / 10109

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Последние новости

14.06 06:55
В Заксобрании приняли в первом чтении поправки, разрешающие строительство красноярского метротрама по ночам

14.06 06:39
В Красноярске задержали родственника экс-депутата Гольдмана

14.06 06:35
Три района в Красноярске оставят без холодной воды

14.06 06:06
Строительство метротрама в Красноярске частично остановили из-за археологических находок

14.06 01:54
В мэрии Новосибирска прокомментировали курсирующий по городу ржавый троллейбус

14.06 01:42
Власти Новосибирска зарезервировали новое место для набережной

13.06 20:04
Подрядчика по ремонту Академической улицы в Иркутске оштрафовали на 1,5 миллиона

13.06 19:05
Инсайд. Иркутский район готовится к преобразованию в муниципальный округ

13.06 18:52
В Бурятии неизвестный украл фотоловушку близ нелегальной свалки

13.06 17:56
Пчеловодам Шегарского района напомнили, как уберечь пчёл от отравления ядохимикатами

Лица Сибири

Соболь Алексей

Охлопков Николай

Бажанов Юрий

Лыгденов Виталий

Афанасьев Александр

Тютрин Дмитрий

Лаврова Анна

Захаров Руслан

Иванов Антон

Барданов Александр