Елена Орлова

© Областная газета

КультураИркутск

4490

27.04.2008, 14:01

Татьяна Куинджи: Говорят, что я похожа на прапрадеда

На прошлой неделе в Иркутске завершился областной фестиваль органной и камерной музыки – событие вроде бы негромкое, но очень востребованное настоящими ценителями.

Заметным его гостем стала солистка московского театра «Геликон-опера», лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска», заслуженная артистка РФ Татьяна Куинджи. Газета «Областная» встретилась с ней после концерта.

Татьяну Куинджи называют одной из самых интересных оперных певиц нашего времени. В ее репертуаре классические и современные оперы, а также богатый камерный материал. Обладательница лирико-колоратурного сопрано и безупречного исполнительского чутья, она как бы проживает свои вокальные партии. Кстати, именно ее голос не только на сцене, но и в обычной беседе, сразу же обращает на себя внимание. Тихий и в то же время ясный, успокаивающий, он очень хорошо гармонирует со своей хозяйкой, такой хрупкой и женственной, абсолютно не похожей на привычные образы оперных певиц.

– Татьяна Владимировна, как часто вы исполняете камерную музыку, и что вас в ней привлекает?

– В последнее время я пою очень много камерных концертов. Это связано в основном с тем, что пианист Василий Щербаков часто делает такие проекты, и мы с ним хорошо сработались. Кстати, в молодости именно это и было моей мечтой – петь камерную музыку. Но судьба распорядилась так, что я попала в оперный театр, чего никто не предполагал, потому что я очень неоперная по фактуре и у меня в молодости был «маленький» голос.

– Я слышала, что вы прошли сложный путь к сцене.

– Моя мама была певицей, но она не хотела, чтобы я пела, и считала, что мне больше подходит профессия музыковеда. И я окончила институт им. Гнесиных как музыковед и как пианистка. А потом пришла работать в небольшой музыкальный театр и там распела голос. И уехала в Пермский оперный театр. Через пять лет получила «Золотую маску» и меня пригласили в «Геликон-оперу». Так получилось, что я стала работать сразу в двух театрах, поэтому довольно долгое время не имела возможности петь камерную музыку.

Последние пять лет я вернулась к этому, и это хорошо, ведь традиция классического камерного пения у нас в стране очень сильно угасла. И если так будет дальше продолжаться, то публика, которая помнит, что такое романсы Рахманинова, совсем вымрет. Забудут, как слушать серьезную музыку, которая требует больших усилий, как интеллектуальных, так и эмоциональных.

В опере можно следить за тем, что вспыхнуло, что упало, а при камерном исполнении ничего не падает, никто не бегает. Это совсем другое искусство, гораздо более тонкое, такое медитативное, сосредоточенное, за что я его и очень люблю. И рада, что застала остатки серьезной публики, и надеюсь, что удастся воспитать новую. Еще мне нравится, что камерное исполнение – это целиком моя ответственность и решение. Здесь я не выполняю чей-то рисунок и не завишу от воли дирижера, который часто идет поперек моей эмоциональности. В камерном концерте решение зависит от меня и от аккомпаниатора. Это свободное музицирование.

– Вы впервые в Иркутске?

– Да. У нас большой тур, он начался в Чите, Иркутск – второй город, и я с удовольствием езжу. Правда, когда летела в Сибирь, волновалась, потому что знаю, как тяжело по нашей стране путешествовать. И очень рада, что условия здесь сегодня мало отличаются от европейских, появились комфортные гостиницы. Жаль, что с поездами до сих пор плохо. Я помню свои гастроли 15 лет назад, и это было ужасно. Может быть, поэтому я уже давно не предпринимала туров, предпочитая летать на один концерт.

– Как вы строите свой камерный репертуар, каким авторам отдаете предпочтение?

– Мы строим его исходя из возможностей слушателей. Ведь рассчитывать на то, что публика будет готова услышать какие-то очень напряженные и сложные программы, не приходится. Камерные произведения современных композиторов, которых я очень люблю, например Пуленка и Бриттена, приходится дозировать и петь только в традиционных филармонических залах, где точно есть своя публика. Иначе есть риск получить очень тяжелый результат, ведь если людям сложно воспринимать музыку, они начинают уходить или разговаривать по телефону. У нас сейчас нет надежды, что общая культура удержит их от такого поведения. Поэтому там, где я не уверена в публике, я пою, на мой взгляд, достаточно популярную музыку Чайковского и Рахманинова. В Иркутске мы пели еще и Прокофьева, потому что мне сказали, что у вас есть ценители камерного искусства. И если наше сотрудничество будет продолжено, то мы будем приезжать к вам и с более сложными программами.

– Скажите, какое место в вашей жизни занимает пение? Можно назвать его смыслом жизни?

– Конечно, нет. Смысл жизни для меня гораздо шире. Просто, когда я только начинала петь, для меня это была единственная возможность себя реализовать, потому что все мои психофизические данные очень оперные. Я больше актриса, чем певица, и опера для меня была максимальной реализацией того, что мне дал Бог. Поэтому пение – это такой способ выражать себя. Но смысл жизни для меня сейчас гораздо шире.

Я пою на сцене уже 20 лет, и в ближайшее время мне, скорее всего, придется заканчивать эту карьеру. Поэтому я начала работать в другой профессии. Получила образование психолога и устроилась в Алексеевскую психиатрическую больницу. Там я использую в своей работе элементы вокального мастерства, постановки голоса. Это, оказывается, дает очень хороший эффект. Человек находит контакт со своим телом, начинает иначе себя осознавать, избавляется от телесных зажимов.

– Откуда такой интерес к психологии?

– Для актера психология является неотъемлемой частью профессии. Владение актерской профессией – это способность проникать в психологию другого человека, пусть даже персонажа. У меня был очень хороший педагог по актерскому мастерству Олег Кудряшов, который ведет курсы в ГИТИСе. Я считаю, он на сегодняшний день лучший мастер, который готовит музыкальных артистов. Именно он умеет смыкать в человеке музыку, эмоцию и реальность.

Кроме того, я в свое время прошла очень удачную двухлетнюю психотерапию, после которой моя жизнь кардинально изменилась. И поскольку у меня есть собственный положительный опыт, то когда возник вопрос, как строить свою жизнь дальше, неудивительно, что я обратилась именно к этой области. Я поступила в Московский государственный университет психологии и педагогики, и это оказался прекрасный вуз, в котором преподают действующие терапевты и психологи.

– Психология помогает людям справиться с внутренними проблемами, пение совершенствует их духовную красоту. Эти два стремления приблизили вас к гармонии с самой собой?

– Конечно, я за эти пять лет очень сильно изменилась. Ведь актеры, как правило, существа некоординированные, негармоничные и неудачные. Задвинутые в свою профессию и очень напуганные борьбой за роли. Слава Богу, что меня от этого Господь оградил и я смогла построить дом, вырастить сына и посадить деревья (смеется). У меня прекрасная семья. Я как раз очень хочу по возможности помогать людям обретать полноценную жизнь. Не замученную, не замороченную, не привязанную к профессии. Мне кажется, это сейчас очень важно в нашей стране. Ведь если посмотреть на наших людей, то видно, что они по-прежнему очень напуганы. Их нужно освобождать по возможности, давать им ощущение свободы, право выбора, достоинство, успешность. Вот это уже ближе к смыслу жизни.

– И все-таки, какие оперные роли наиболее совпадают с вашими актерскими возможностями?

– Я очень банальна. Я люблю Виолетту в «Травиате» и Марфу в «Царской невесте», потому что они дают возможность полностью реализовать все, что у меня есть в голосовом и актерском отношении. Это для меня наиболее полноценные работы.

– А роль Лолиты в опере Родиона Щедрина?

– О, это было ужасно (смеется)! Нет, это был такой эксперимент. Я пою очень много современной оперы, и никуда от этого не денешься. Но для меня это был стресс, потому что возраст героини 12 лет, а мне тогда уже было 40. Это очень непросто, приходилось и худеть, и имидж выбирать очень осторожно, чтобы не разрушить образ. Благо, оперный театр предполагает большое удаление от зрителя и снимает возрастные рамки. Но все равно это было тяжело, и по музыке в том числе. Но для театра это нужный эксперимент. Хотя, вы знаете, все современные оперы живут только на премьере, потом зрители перестают на них ходить. Все это, как правило, фестивальные постановки.

– Правда, что вы живете в доме сестры Станиславского?

– Да, только это не дом (смеется). Это бывший каретный сарай в имении сестры Станиславского. Мы его перестроили, сделали из него замечательный дом. Теперь у нас красиво, уютно, есть большой сад. И удивительное совпадение: сестра Станиславского – Алексеева, ее супруг был как раз тем человеком, который дал деньги на основание Алексеевской психиатрической больницы, в которой я сейчас работаю. Представляете, как сошлось. Все-таки пути Господни неисповедимы, но когда их прослеживаешь, они создают такое удивительное плетение судьбы, и это так красиво.

– Вы верите в судьбу или в Бога?

– Я верю не в судьбу, а в Божью волю. Она не указывает один путь, а дает нам варианты, и в этом выборе наша свобода.

– Вам наверняка часто задают этот вопрос – кем вам приходится известный художник Архип Куинджи?

– Да, мне его всегда задают. Я его двоюродная праправнучка. У нас есть семейное предание, мне его отец рассказывал, что братья поссорились и разошлись на всю жизнь. Связано это якобы с тем, что Архип Иванович очень бережно хранил секрет изготовления своих красок, которые обладали удивительным свечением, и заподозрил своего брата-ретушера, что тот хочет его разгадать. И он вроде бы прервал с ним общение. Но не знаю, насколько это соответствует истине.

– А как вы относитесь к творчеству своего прапрадеда?

– У нас с ним, на мой взгляд, очень похожее восприятие природы, мне очень нравятся его пейзажи. Это, наверное, единственное, что нас роднит. Правда, мне иногда говорят, что я очень сильно на него похожа, имея в виду сохранившиеся портреты. Я не знаю, я как-то бородатого дяденьку с собой не ассоциирую (смеется). Но мне это говорили уже несколько человек. И в общем я рада. Наверное, это наши общие греческие корни.

Елена Орлова

© Областная газета

КультураИркутск

4490

27.04.2008, 14:01

URL: https://www.babr24.net/irk/?ADE=45244

bytes: 10171 / 10129

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Бабродвиж в Иркутске: литературный час «Куда спешат тропинки», спектакль «Мамаша Драйв» и выставка «Цвет и свет»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 11 по 16 июня жители и гости Иркутска смогут посетить спектакли, мастер-классы, выставки и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

8996

10.06.2024

Видео дня. «Чужой: Ромул» от Феде Альвареса и Ридли Скотта и второй трейлер «Максин XXX»

Кинокомпания 20th Century Studios представила первый полноценный трейлер фантастического фильма ужасов «Чужой: Ромул» (Alien: Romulus). Дублированная русская версия опубликована на YouTube‑канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5820

05.06.2024

Видео дня. Последний танец Венома

Кинокомпания Sony Pictures представила первый полноценный официальный трейлер супергеройского боевика «Веном: Последний танец» (Venom: The Last Dance). Дублированная русская версия опубликована на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5511

04.06.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Томас Лермонт и королева фей», мастер-класс «Конфетница-оленёнок» и спектакль «Лев на каникулах»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 4 по 9 июня жители и гости Иркутска смогут посетить спектакли, концерты и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10868

03.06.2024

Видео дня. «Одинокие волки» Брэд Питт и Джордж Клуни и «Семейное дело» Николь Кидман

Трейлеры сразу двух знаковых релизов с рейтингом ожидания 100 % были опубликованы 29 мая.

Филипп Марков

КультураМир

6400

30.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: мюзикл «Русский фантом», литературный квиз «Страшный сон Татьяны» и мастер-класс «Танец бабочек»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 28 мая по 2 июня в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13089

27.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Ловец снов», концерт «Шедевры эпохи барокко» и спектакль «Сказки с небесного чердака»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 21 по 26 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты. Мастер-класс «Ловец снов» 21 мая жители и гости Иркутска смогут посетить мастер-класс «Ловец снов» в пространстве «Гений места».

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15525

20.05.2024

Видео дня. Эпическая «Злая»

Кинокомпания Universal Pictures представила полноценный трейлер эпического фэнтезийного музыкального фильма «Злая». Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

8755

17.05.2024

Мистер Успех. Джорджу Лукасу – 80!

Голливуд называют столицей фальсификации, выдумки и больной фантазии. Но мне кажется, в этих номинациях всё-таки лидирует Вашингтон. Джордж Лукас «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Земля до начала времён», «Лабиринт», «Убийства на радио»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

8375

14.05.2024

Слышали звон... Как иркутский минкульт у Рыбникова и Уэббера оперы украл

На официальную страницу Министерства культуры Иркутской области ВКонтакте подписано 3 270 человек, но, судя по «лайкам» и результатам голосований, читают и активно сопереживают из них от силы пара десятков. А зря.

Филипп Марков

КультураИркутск

29142

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Любовь, что правит миром», праздник «Ночь в Ботаническом саду» и опера «Две королевы»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 14 по 19 мая в Иркутске пройдут спектакли, игры и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15937

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Можно попросить Нину?», концерт «Родная стихия» и мастер-класс «Гусь-обнимусь»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 7 по 12 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и лекции.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

17800

06.05.2024

Лица Сибири

Личичан Олег

Свиридов Дмитрий

Ташкинов Владимир

Прокопьев Анатолий

Купцевич Андрей

Каландаришвили Нестор

Грешилов Алексей

Брилка Сергей

Иваницкий Виктор

Варлашов Вячеслав